Подвиг Петра Адамасова.

Jul 13, 2017 18:59

Оригинал взят у mrdou в Подвиг Петра Адамасова.


В конце июня 1973 года в линейные отделы милиции на станциях Кавказская. Краснодар, Сочи Северо-Кавказского управления транспорт­ной милиции поступила ориентировка о розыске и задержании гражданина Алексеева, подозре­ваемого в совершении убийства шести человек в спецвагоне в парке отстоя Казанского вокзала Москвы. В спецвагоне были обнаружены трупы военного инженера, двух проводников и трех охранников из числа военнослужащих внутрен­них войск. Убийство произошло глубокой ночью, когда сопровождающие спали. Смертельные ра­нения всем причинены из пистолета Макарова, закрепленного за сержантом внутренних войск Алексеевым. Исчезли шесть стволов, указанных в перевозочных документах. Указывались при­меты подозреваемого в убийствах, прилагалась фотография, предупреждалось о соблюдении бдительности, поскольку преступник вооружен и очень опасен.

3 июля 1973 года Алексеева задержал мили­ционер линейного отдела милиции на станции Сочи Петр Михайлович Адамасов. Отважный милиционер был приглашен в Москву и принят Министром внутренних дел СССР генерал-пол­ковником Н. А. Щелоковым. П. М. Адамасову присвоили звание младшего лейтенанта мили­ции, он был награжден орденом Красной Звезды.

После этого из Северо-Кавказского управле­ния транспортной милиции поступило указание об организации встреч личного состава подразде­лений транспортной милиции с П. М. Адамасовым. Такие встречи проходили в линейных отде­лах милиции на станциях Краснодар, Кавказская. Петр Михайлович рассказывал о задержании опасного вооруженного преступника.

Вот как герой рассказывал о задержании...После отпуска он заступал на первое дежур­ство - в первую смену, в 8 часов утра. На инструк­таже ознакомился с ориентировкой и записал приметы разыскиваемого опасного вооруженно­го преступника Алексеева, записи аккуратно сло­жил в фуражку.

Он встречал и обрабатывал пассажирские и пригородные поезда. Июльский день выдался жарким, летний сезон, макушка лета в разгаре. Дежурство близилось к концу, когда объявили о прибытии фирменного скорого поезда №11 Ле­нинград - Адлер. На перрон вылилась большая людская река. Милиционер внимательно отслеживал людской водоворот. Обратил внимание на рослого молодого пар­ня. Вспомнил ориентировку. « Рост 185 сантиме­тров, немного выше меня,- подумал Адамасов, - и возраст около 20 лет». Наблюдал за ним, не выпуская из виду. Приближаясь, заметил на шее красные пятна - совпадает. А по одежде? Пред­полагалось, что Алексеев будет в военной или железнодорожной форме. Этот же в белой кепке, голубой рубашке с коротким рукавом, в кедах. Ничем особенным не выделяется, как большин­ство отдыхающих. Милиционер снял фуражку, спрятал за спину, чтобы себя не выдать.

Видимо, не местный, так как все осматривает, присматривается, изучает. И все же на курортника не похож. Обычно они торопятся на автобус, такси, в квартирное бюро, захватить место. Не­знакомец не спешит, идет вразвалочку. Бросился в глаза небольшой чемоданчик типа «дипломат» в правой руке, который заметно перекашивался вниз под тяжестью груза. Взглядом ощупал фи­гуру парня, пытаясь распознать наличие оружия под одеждой. Ничего не просматривается. Сам незаметно дослал патрон в патронник, пистолет поставил на предохранитель. Решил проверить парня, но как и где? В многолюдном месте ри­скованно, вдруг начнется стрельба. А если не тот, ошибка? Такое бывает. Придется извиняться. Что же, такая работа.

«Объект» свернул в сторону камер хранения. Здесь пассажиров почти не было. Незнакомец остановился, раздумывает. Видимо соображает сдавать чемодан или нет. Место пустое, без­людное. Старшина решил здесь его проверить, застать врасплох. Незаметно подошел с правой стороны, схватил парня за руку и быстро, неожи­данно спросил: «Фамилия?» «Алексеев»,- был ответ. «Вот ты мне и нужен».

Адамасов вложил всю силу, знание приемов самбо, железную хватку, чтобы скрутить и до­ставить задержанного вместе с чемоданом. «Документы есть?» «В чемодане, давай покажу». В пути следования одна женщина возмущалась, что милиционер грубо ведет себя с молодым человеком, применяет силу.

В дежурной комнате Адамасов доложил: «К нам прибыл Алексеев, браслеты». «Товарищ капитан, я покажу документы», - предложил доставленный. Ему сначала надели наручники, потом открыли чемодан, в нем были 6 пистолетов Макарова. Как потом на допросе рассказывал Алексеев, в дежурной части он намеревался предъявляя документы, расстрелять наряд милиции. Но этот вариант не сработал, такая возможность ему не представилась. Его отконвоировал в Бутырскую тюрьму.
Позже П.М. Адамасов был на приеме у Министра внутренних дел СССР генерал-полковника Николая Анисимовича Щелокова.

Петр Михайлович вспоминал, что в Москве приемной Министра он волновался больше, чем при задержании преступника. Тогда он выполнял свои привычные служебные обязанности. Здесь же впервые. Вроде бы не из робкого десятка, а колени лени дрожали. Министр был не один, в кабинет находились незнакомые генералы, однако Щелокова он узнал. Пытался по всем правилам отрапортовать, а Министр шагнул навстречу и обнял как отец сына. Стал беседовать, расспрашивал о семье, здоровье, службе в армии, но больше работе, интересовался мельчайшими деталям задержания преступника. Обстановка было доброжелательная, и Адамасов успокоился, отвечая на вопросы.

Запомнился такой вопрос: «Вы знали, что были один на один с матерым вооруженным преступником? Он моложе вас, выше ростом. Страх был, боялись? Скажите честно». Адамасов ответил, что остерегался, хотя задерживал много вооруженных преступников. Народу было много опасался стрельбы, выбрал момент в безлюдном месте. Рисковал, но на свою силу надеялся.

Петр Михайлович запомнил тогда слово Министра: «Вы действовали умно, профессионально, грамотно, мужественно. Убийца был задержан через три дня с момента совершения преступления. Это говорит о высоком уровне работы нашей милиции. Благодарю вас, Петр Михайлович, за отличную службу». П. М. Адамасов ответил, как положено по Уставу: «Служу Советскому Союзу!» Министр вручил ему офицерские погоны, а также часы с дарственной надписью.
Пока он жил в гостинице, ему пошили китель с погонами младшего лейтенанта милиции. И домой он вернулся в отлично подогнанной офицерской форме. Руководство Сочинского линейного отдела милиции назначило П.М. Адамасова инспектором наружной службы. Городские власти улучшили его жилищные условия, выделив сем трехкомнатную квартиру в центре города.

Кстати, когда П.М. Адамасов возвращался самолетом из Москвы домой в Сочи в милицейской офицерской форме и занял место в пассажирском кресле, то обратил внимание, что впереди сидящий мужчина читал газету «Комсомольская правда» с материалом о его подвиге. Ему стало неловко. Две женщины внимательно смотрели на офицера милиции, а на коленях у них лежала газета «Известия», раскрытая на странице, тоже был опубликован материал с его портретом. Неожиданно рядом появился пилот, и как по команде, раздались аплодисменты пассажиров, узнавших по портрету в газетах героя.

Пилот пригласил его от имени экипажа в кабину, и там командир корабля вручил Петру Михайловичу номер «Комсомольской правды» с материалом о его подвиге и с трогательной надписью «С глубокой признательностью за смелый, героический поступок Адамасову Петру Михайловичу: от экипажа самолета ТУ-154 Московского управления гражданской авиации. Рейс 1015 6/07- Пилот-инструктор Кузичев, командир кора Арифулин, штурман Семизенко, бортинженер Семенович Синев с теплотой отмечает: «Петр Михайлович прославился после задержания убийцы шесть человек, сопровождавших с Урала спецвагон с секретным грузом.

У него и ранее были задержания опасных воору­женных преступников, его поощряли. Он никогда не кичился, скромный, даже застенчивый. Физи­чески крепкий, высокого роста, плотного телосложения, с тяжелыми крестьянскими руками. Его можно было принять за боцмана военного корабля или штангиста тяжелого веса. Сильный человек, служил хорошо, достойно. Пример для молодых. Он говорил, что его дед, отец были кре­стьянами и у него руки по земле скучают. Мечтал на пенсии уехать на малую родину - в станицу.

Председатель совета ветеранов Сочинского линейного управления МВД России на транспорте майор милиции в отставке Алексей Иванович Лукин рассказал, что Петр Михайлович Адама­сов - его родственник, муж сестры, и ему он обя­зан службой в милиции. В 1969 году, когда Лукин демобилизовался из рядов Советской Армии, Петр Михайлович посоветовал идти служить в транспортную милицию. И Алексей с его бла­гословения поступил милиционером линейного отдела милиции на станции Сочи. Прослужил 25 лет, уволился на пенсию с должности опера­тивного дежурного, в звании майора милиции. По рекомендации П. М. Адамасова и младший брат Алексея - Николай Иванович Лукин служил в транспортной милиции. Ныне пенсионер МВД.

Сын Петра Михайловича Виктор служил мили­ционером в ППС УВД города Сочи, уволился на пенсию по выслуге лет. П. М. Адамасов, можно сказать, способствовал созданию милицейских династий. Он был мудрым человеком.

убийство, полиция и милиция, преступление

Previous post Next post
Up