Жизнь Ивана Семеновича Полбина началась необычно: родился он 11 февраля 1905 года в Симбирской тюрьме, куда его мать попала за бунтарские речи. Когда Ивану исполнилось всего девять лет, умер отец. Пришлось мальчику идти батрачить. После революции окончил школу. В двадцатых годах став активным участником Общества друзей воздушного флота, Иван Полбин организует сбор средств для постройки авиационной эскадрильи «Наш ответ Чемберлену».
В 1929 году Иван поступил в Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников. А в самом конце 1930 года стал курсантом Оренбургской военной школы летчиков для практического летного обучения - так называлось тогда училище. Школу летчиков Полбин закончил в 1931 году и получил назначение на Дальний Восток.
Молодой пилот упорно совершенствует свое мастерство, летает много, охотно, увлеченно. Вскоре он становится командиром эскадрильи. В 1939 году во время боев с японцами на реке Халхин-Гол И.С. Полбин уже командует бомбардировочным авиационным полком. Каждый боевой вылет полк совершал во главе со своим командиром. Он учит летчиков воевать. На основе опыта первых боевых вылетов И.С. Полбин разработал новые методы защиты строя бомбардировщиков. Теперь строй бомбардировщиков полка успешно отражает все атаки вражеских истребителей и наносит им большие потери. Удары полка отличаются высокой эффективностью, но командир продолжает неустанно искать новые способы боевых действий и скоро приходит к выводу, что для точного поражения малоразмерных целей бомбардировщик должен пикировать. За высокое летное мастерство, храбрость и мужество, проявленные в ходе боев против японских войск на реке Халхин-Гол, майора Полбина наградили орденом Ленина.
Первый боевой вылет в небе Великой Отечественной войны 42-й бомбардировочный авиаполк под командованием И.С. Полбина произвел на Западном фронте 16 июля 1941 года. Гитлеровские войска рвутся к Москве, и Полбин лично совершает во главе полка по 6-8 боевых вылетов в сутки. Осенью 1941 года летчики полка начинают пикировать на цель в плотном строю. А вскоре полк первым в наших ВВС начинает летать на бомбардировщиках Пе-2 полным составом ночью.
В 1941-1942 годах полком было выполнено свыше 3000 боевых вылетов, причем, из них более 830 - ночью. Летом 1942 года полк действует под Воронежем и под Сталинградом. Летчики наносят сокрушительные удары пo железнодорожным составам, танковым колоннам, аэродромам противника. В августе 1942 года колонна пикирующих бомбардировщиков, которую возглавлял И.С. Полбин, атаковала фашистский аэродром в Миллерово, где было сконцентрировано около двухсот самолетов. Метким ударом пикировщики уничтожили десятки самолетов с черными крестами на крыльях.
Неподалеку от железнодорожной станции Морозовская наша воздушная разведка обнаружила крупный склад с топливом, прикрываемый плотным кольцом зенитной артиллерии. Полку поставили задачу - уничтожить склад. И.С. Полбин после детального изучения особенностей цели решил нанести бомбовый удар всего двумя самолетами Пе-2. Ведущим пары И.С. Полбин летел сам, ведомым был командир звена Л.В. Жолудев. От снайперских попаданий бомб, сброшенных пикировщиками, склад загорелся, цистерны стали взрываться. Сотни тонн горючего, необходимого фашистам под Сталинградом для самолетов, танков, автомашин, были уничтожены.
Летом 1943 года в разгар Курской битвы группа «Петляковых» должна была нанести удар по наступающим танкам и живой силе противника. На подлете к цели, советские пикировщики были атакованы фашистскими истребителями. Завязался напряженный воздушный бой, в ходе которого Пе-2 смогли сбить шесть «мессеров». Два вражеских истребителя сбил лично И.С. Полбин.
В сентябре 1943 года, отступая под ударами наших войск, немецко-фашистские захватчики стремятся переправить через Днепр крупные силы войск, военную технику, награбленные ценности. Основной поток отходящих войск противника направлялся через два моста под Днепропетровском. Над мостами усиленно патрулировали истребители, подходы к мостам прикрывались многочисленными батареями зенитной артиллерии. Командование дало задание авиадивизии полковника Полбина уничтожить оба моста. Иван Семенович тщательно разработал план операции, подготовил две девятки Пе-2. Совместно с летчиками и штурманами он изучил район будущих действий, разработал варианты атак целей, провел показной полет.
Ранним утром обе девятки Пе-2 взлетели с аэродрома подскока и, имея прикрытие из истребителей Ла-5, направились к цели. Зайдя со стороны солнца, внезапно с высоты 3000 метров Пе-2 в крутом пикировании устремились на мосты. Удар оказался настолько внезапным, что фашистские зенитчики открыли огонь только тогда, когда бомбардировщики, сбросив бомбы, стали уходить от цели. После дешифрирования фотоснимков было установлено несколько прямых попаданий в мосты. Один мост был разрушен, другой серьезно поврежден.
Через несколько дней дивизия провела операцию по разрушению мостов у Кременчуга. Первым ударом был разрушен шоссейный мост, вторым - железнодорожный. Фашистское командование с трудом переправило через Днепр живую силу и, вынуждено было оставить на левом берегу реки множество техники и эшелонов.
В октябре соединению Полбина поставили не менее сложную задачу, для выполнения которой отправилась группа из 17 Пе-2. Ведущим в строю был генерал Полбин. Бомбардировщики направились к железнодорожной станции, на которой скопилось большое количество эшелонов врага. Над целью строй наших машин был встречен исступленным огнем немецких зениток, разрывы снарядов стояли в небе сплошной стеной. Невзирая на вражеский огонь, группа пикирующих бомбардировщиков в четко выдержанном строю встала на боевой курс. Сброшенная серия бомб прицельно легла на железнодорожные пути. Взметнулись вверх черные облака разрывов. На станции загорелись два эшелона, был взорван склад с боеприпасами, разрушены несколько зданий, уничтожено много автомашин.
Рядом с первой станцией находилась вторая. На путях этой станции Иван Семенович заметил много составов с войсками, техникой, горючим и боеприпасами. Строй «Петляковых» во главе со своим командиром атаковал с пикирования вторую станцию. Когда Пе-2 точно сбросили оставшийся груз бомб, на станционных путях возникли пожары, начали взрываться вагоны с боеприпасами. На аэрофотоснимке результатов бомбардировки станции были хорошо видны горящие составы, очаги взрывов и белые трассы от разлетающихся во все стороны артиллерийских снарядов. Боевую задачу подразделение выполнило на «отлично». «Петляковы» развернулись на свой аэродром. Однако летчики не думали, что спустя 10 минут им предстоит беспрецедентный в мировой истории авиации воздушный бой против 18 вражеских бомбардировщиков.
Вот как вспоминал об этом сам Иван Семенович: «После того как мы закончили со второй станцией, я отвернул от цели в направлении своего маршрута и спустя несколько минут заметил на нашей высоте колону из 18 пикировщиков Ju-87. Мы оказались над фашистским аэродромом. Внизу выруливала на старт вторая группа Ju-87. Я не мог себе позволить упустить возможности нанести удар по фашистам. Подаю команду: «Внимание! За мной в атаку!» - и резким разворотом в сторону самолетов противника, увеличивая скорость, иду на сближение. Мгновенно сокращается дистанция между группами «пешек» и Ju-87. Обнаружив преследование, противник, нарушая боевой порядок, пытается малыми группами уйти с разворотом. Однако было уже поздно. Я даю первую очередь с расстояния 80 м. «Юнкерс» вспыхивает и камнем летит вниз. Это вдохновило меня и моих подчиненных. В это момент часть машин моей группы штурмовала аэродром и подожгла 2 немецких бомбардировщика. Практически одновременно в результате удачных атак сбили по «юнкерсу» гвардии лейтенант Плотников и стрелок-радист Серебрянский. Группа вражеских бомбардировщиков, находящаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике сбросила бомбы вблизи своего аэродрома. Машины противника, пытающиеся взлетать, атаковывались «пешками». По итогам боя подразделение моих бомбардировщиков уничтожило 6 самолетов Ju-87, а также сорвало запланированный гитлеровцами вылет на бомбометание по нашим войскам».
В самой сложной боевой обстановке Полбин действовал смело, решительно, хладнокровно, спокойно. Бой был его стихией. Иван Семенович прекрасно пилотировал Пе-2, хорошо знал его возможности, стремился взять от самолета все, на что тот рассчитан. Некоторые летчики считали Пе-2 недостаточно маневренным. Полбин на практике в бою показывал им высокие летные качества бомбардировщика. После ряда успешных боев Пе-2 с истребителями противника Иван Семенович занялся тщательной разработкой и расчетами выполнения на бомбардировщике сложных пилотажных фигур. Все это приходилось делать в промежутках между боевыми вылетами.
И.С. Полбин в центре.
Однажды, это было летом 1944 года, молодой летчик В. Панин, вернувшись из боевого полета, начал выполнять над аэродромом на бомбардировщике фигуры высшего пилотажа. Делать эти фигуры на Пе-2 не разрешалось. Командир полка наказал летчика. Об этом случае узнал командир авиационного корпуса генерал И.С. Полбин. Он вызвал Панина и подробно расспросил об особенностях выполнения фигур высшего пилотажа на Пе-2. Генерал поблагодарил летчика за прекрасную технику пилотирования и отправил его отбывать на гауптвахте наказание за самовольство, наложенное командиром полка. После этого И.С. Полбин дал задание инженеру проверить состояние самолета В. Панина. Инженер доложил, что самолет исправен и никаких разрушений, повреждений или деформаций его конструкции не обнаружено. Закончив расчеты и тренировку, генерал Полбин лично выполнил на «Петлякове» над аэродромом сначала несколько бочек, а затем и целый каскад фигур высшего пилотажа.
Генерал Полбин был не только выдающимся боевым летчиком, он был талантливым командиром-новатором, способным и заботливым воспитателем подчиненных. В каждом боевом вылете Иван Семенович совершенствовал известные тактические приемы, отрабатывал и проверял новые способы боевых действий. Полбин считался непревзойденным мастером пикирующих бомбовых ударов. Именно он был автором знаменитой «вертушки». Этот прием получил всеобщее признание у летчиков-пикировщиков и стал одним из наиболее эффективных методов боевого применения. Его суть в том, что над целью пикирующие бомбардировщики создадут замкнутый круг и по очереди один за другим пикируют на цель. После выхода из пикирования самолеты набирают высоту и вновь атакуют. Использование «вертушки» позволяет увеличить время воздействия на цель, а также повысить точность бомбометания и защитить самолеты от атак истребителей противника.
В свободное между вылетами время И.С. Полбин находит время для обобщения боевого опыта, для научного обоснования новых тактических приемов. За годы войны Иван Семенович написал статьи «Пикирующий удар, его преимущества и особенности», «Борьба пикировщиков с артиллерией» и другие. Воениздатом была выпущена книга И.С. Полбина «Боевое применение пикирующей бомбардировочной авиации». Ряд статей Ивана Семеновича посвящен трудной и кропотливой работе командира по формированию, обучению, тренировке, воспитанию экипажей-снайперов бомбовых ударов.
Уже был близок день нашей Победы над гитлеровской Германией. Наши войска, прорвав 7 февраля 1945 года оборону противника в районе города Бреслау (польский город Вроцлав), форсировали Одер и обошли город и крупный опорный пункт врага с юга. Но при этом наступавшие войска 1-го Украинского фронта оказались в особенно трудном положении. Гарнизон фашистов из крепости Бреслау мог прорваться в тыл войск фронта. Гвардейскому авиационному корпусу И.С. Полбина была поставлена задача, нанести мощный бомбовой удар по окруженной группировке противника. 11 февраля 1945 года, в свой день рождения, генерал Полбин повел на Бреслау колонну пикировщиков. В свой последний, 157-й боевой вылет он шел на подаренном тружениками тыла Пе-2. Генерал первым ввел свой самолет в пике, вслед за ним начала пикировать вся колонна. Снаряд вражеской зенитки разорвался рядом с самолетом командира. Пе-2 окутался густым дымом и пламенем, но вышел из пикирования. Впереди по курсу были позиции фашистских зениток. Пылающий самолет командира резко опустил нос и стремительной красной стрелой понесся к земле. Через несколько мгновений мощный взрыв разметал по сторонам вражеские орудия.
6 апреля 1945 года генерал-майора авиации И.С. Полбина посмертно наградили второй медалью «Золотая Звезда». Память о славном летчике продолжает жить в сердцах советских людей. В декабре 1945 года на площади села Ртищево-Каменка (ныне переименовано в Полбино), установлен бронзовый бюст героя. Имя незаурядного летчика и командира присвоили также основанному еще в 1921 году Оренбургскому высшему авиационному училищу. К сожалению, 12 февраля 1993 года это училище было расформировано.
Инженер-технарь См.также:
Пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 Советские крылья в небе Китая Пикирующий бомбардировщик Самый результативный воздушный бой Небесный гроссмейстер