Наша память. Мощь и величие паровоза

May 06, 2017 08:19





Действительно, мало в каком музее есть такие экспонаты. Танки, пушки, гаубицы, грузовики, самоходки как-то более привычны. Плюс еще и размеры подходящие. А между тем войны выигрывали не только они. Паровозы были, может, и не такой заметной, но, тем не менее, весьма значительной составляющей любой армии.

Более того, проиграть сражение из-за недостатка танков или орудий вероятно. Но проиграть сражение, не начав его из-за недостатка паровозов, не менее логично. Ибо именно с их помощью танки и пушки могли попасть с завода на передовую. В каких-нибудь странах размером с платочек, может, было бы и иначе. Но не в нашей.

В Бресте, напротив главного входа в Брестскую крепость, есть небольшой музей. И там... Я бы сказал, там максимальная концентрация лошадиных сил на один квадратный метр музейной площади. Впрочем, судите сами.





Вход в музей. Аккуратненько так. И сразу за входом начинается выставка.

Для начала покажем всякую мелочевку, а самое вкусное оставим на десерт.






Мотодрезина ТД-5. Самый крошечный экспонат в коллекции музея.






Автомотриса АС1А. Самоходный вагон для служебного пользования.






Узкоколейный тепловоз ТУ-2. Такие тепловозы использовались на детских железных дорогах. Этот конкретно трудился в Минске, а я наблюдал его собрата в Баку. Максимальная скорость - 50 км/ч, мощность дизеля 300 л. с.






Снегоочиститель СДПМ. 1965 г.в., мощность около 2000 л.с.









Маневровый тепловоз ТГК-603. 1962 г.в. Мощность 240 л.с., скорость до 60 км/ч. Вес 28 т.



Тепловоз М62, 1970 г.в., мощность 2000 л.с., скорость до 100 км/ч. Вес 116,5 т.



Тепловоз 2ТЭ109. Мощность 3000 л.с., скорость до 140 км/ч, вес 120 т.



Дизель-поезд ДР1. 1969 г.в., скорость до 120 км/ч.



Тепловоз ТЭМ15. Мощность 1200 л.с., скорость до 100 км/ч, вес 120 т.



Вообще-то, не музейный экспонат, его собратья все еще пашут. А этот прохлаждается...



Тепловоз ТЭЗ. 1968 г.в., грузовой, двухсекционный. Мощность 4000 л.с., скорость до 100 км/ч, вес 252 т.

Теперь переходим к основной части.









Паровоз серии ЛВ. Один из последних советских паровозов. Мощность 1660 л.с., скорость до 85 км/ч, вес 190 т.









Паровоз серии ФД20 («Феликс Дзержинский»). 1936 г.в., мощность 3100 л.с., скорость до 85 км/ч, вес 135 т. Выпускался с 1931 по 1941 годы. Заслуженный фронтовик.












Паровоз серии ТЭ. Немец, что видно по узкой колее рельсов. ТЭ - "Трофейный, идентичный серии Э". Выпущен в 1943 г, мощность 1400 л.с., скорость до 80 км/ч, вес 135 т.

Паровоз «тип 52», или BR 52, был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза. Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь: расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.













В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг.



Еще один немец, но уже переделанный на нашу колею. Обрусевший.



Паровоз П36. 1956 г.в. Последний советский магистральный паровоз. Мощность 3000 л.с., скорость до 125 км/ч, вес пустого 186 т.












Громадина. Диаметр колеса 185 см.









Паровоз серии Кч-4. "Шкода", 1947 г.в. Мощность 200 л.с., скорость до 50 км/ч, вес 106 т.









Танк-паровоз серии 9П. 1953 г.в., мощность 320 л.с., скорость до 35 км/ч, вес 53 т.

Танк - это не значит, что есть пушка. Это означает отсутствие тендера с углем. Его заменяет относительно небольшой ящик. Маневровый паровозик.












Паровоз П32 "Победа". 1946 г.в., мощность 2200 л.с., скорость до 80 км/ч, вес 132 т.












Паровоз серии СО («Серго Орджоникидзе»). 1948 г.в., мощность 2100 л.с., скорость до 70 км/ч, вес 130 т.






Паровоз серии Су. 1948 г.в. Мощность 1560 л.с., скорость до 115 км/ч, вес 120 т. Выпускался с 1924 по 1951 гг. Наша "рабочая лошадка" военных лет.






Служебный (штабной) вагон с рабочим кабинетом.



Крытый двухосный грузовой вагон 1915 (!) г.в. "Теплушка". Тоже заслуженный участник прифронтовых дорог.



Даже с печкой внутри.



Это непонятное сооружение - пневматический угольный погрузчик.



Пассажирский вагон.



Паровой кран ПК6. Чудо техники!



Год выпуска - 1956, но такое выпускалось и до войны. Грузоподъемность 6 тонн, вылет стрелы от 5 до 10 м.












Тут, видимо, пропустили слово "руках".







Зашел я и внутрь одного из экспонатов, вслед за экскурсией. Там все сложно и непонятно.













Вот такой музей...










Отдельно перечислены все герои войны и труда.

А вообще, впечатлений масса от пройденных 1500 метров полотна с экспонатами. Мощь и красота.




Роман Скоморохов

См.также:

Музей железнодорожного транспорта

Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть

Тайна литерного поезда № 4001

Поезд номер один

Железнодорожный музей Варшавы

железнодорожная техника, ссср, музей, интересно

Previous post Next post
Up