Ив Монтан против Хрущева

Apr 03, 2017 15:38

Визит французского актера и шансонье в СССР прошел не вполне гладко



Монтан, который родился 95 лет назад, был блестящим певцом и актером. Его имя гремело по всему миру. На концертах был аншлаг, пластинки раскупались мгновенно. Фильмы с его участием - «Ночная Маргарита», «Плата за страх», «Убийца в спальном вагоне» и другие - собирали полные залы.

Монтан - его настоящее имя Иво Ливи - был выходцем из рабочей семьи. Да и сам он некоторое время трудился в парикмахерской, потом - в доке. Героями его многих песен были простые люди: солдат, дальнобойщик, боксер, чистильщик обуви. Монтан не был коммунистом, но считался «левым». Его знали и любили в Советском Союзе. На русский язык была переведена книга шансонье «Солнцем полна голова», имевшая огромный успех.





Но поклонники блестящего француза даже не мечтали, что когда-нибудь увидят своего кумира. Но это произошло - шестьдесят лет назад, в декабре 1956 года.

Монтан, не раз выступавший в поддержку СССР, приехал в Москву со своей супругой - известной актрисой Симоной Синьоре. Впрочем, визит едва не сорвался - незадолго до этого Советская армия подавила восстание в Венгрии. Запад ответил потоком обвинений в адрес кремлевского руководства…

Многие во Франции требовали, чтобы Монтан отказался от поездки в СССР. Да и Симона встревожилась: «Если ты споешь там, тебе не дадут петь здесь». Но Ив не любил, когда покушались на его свободу. И не изменил своего решения.

Вскоре после его визита в СССР вышел фильм «Поет Ив Монтан», снятый режиссерами Сергеем Юткевичем и Михаилом Слуцким. Час с лишним на экране царит знаменитый француз. В картине показано многое, но общение звездной пары с советским руководством, яростные политические споры, естественно, остались за кадром…

В Шереметьево Монтана и Синьоре встречают толпы восхищенных поклонников. Гостей везут в гостиницу «Советская», где они занимают роскошный номер. Впереди - концерты французского артиста на различных московских площадках - от автобусного цеха ЗИЛа до дворца спорта в Лужниках.

Выступления проходят с бешеным успехом. Зрителям импонирует манера гостя - высокий брюнет поет от души, широко улыбаясь и жестикулируя. Он чертовски обаятелен! Год назад Москва восхищалась французским актером Жераром Филиппом, но Монтана, кажется, полюбили еще больше.



Ив Монтан, Симона Синьоре и Сергей Образцов в фойе Большого театра

После выступления в Концертном зале имени Чайковского гостей пригласили на ужин, в котором участвовали Никита Хрущев, Николай Булганин, Анастас Микоян, Георгий Маленков, Вячеслав Молотов. Присутствовал и министр культуры Николай Михайлов. Как вспоминала переводчица Лариса Нечаева, Молотов «был невесел, почти мрачен на протяжении всего вечера; с лица Булганина, напротив, не сходила улыбка, Хрущев производил впечатление балагура, Маленков выглядел очень печальным, и только Микоян держался совершенно непринужденно».

На то были свои причины - бывшие соратники Сталина у Хрущева попали в опалу и потеряли былое могущество, хотя и оставались члена ЦК. Маленков занимал скромную должность министра электростанций, а Молотов потерял пост главы МИДа…

Микоян заговорил первым. Он похвалил концерт и предложил первый тост - за дружбу между народами. Потом слово взял Хрущев, который стал говорить о культе личности Сталина. «Почему я не выступил против него? - спросил он и сам же ответил. - Потому что это означало выступить против партии! Я, коммунист, не мог этого сделать!»

Потом Хрущев стал разъяснять, почему необходимо было подавить восстание в Венгрии. Монтан спросил: «Уверены ли вы, что ввод танков в Будапешт пошел на благо социализму?» Хрущев, уже накаляясь, ответил: «Мы спасли страну от контрреволюции!» Но гость не успокоился: «Но, может, народ имел право потребовать большей свободы в этом социализме, а вы этого не поняли? «Это вы не понимаете», - сердито ответил Хрущев. «Но таких очень много - тех, кто не понимает!» - парировал Монтан.

Когда спор поутих, Микоян предложил тост за всех родных француза. Все снова стали улыбаться, и разговор перешел на другие темы. Впервые подал голос министр культуры, который поинтересовался у супруги Монтана ее творческими планами. Синьоре ответила, что ей предложили главную роль в фильме «Мадам Бовари». Михайлов восхитился: «Ах, Бовари… О, Бальзак…»

Надо отдать должное тонкому такту актрисы: она не стала «разоблачать» невежду и говорить, что это произведение написал вовсе не Бальзак, а Гюстав Флобер. Кажется, никто ничего не понял, и только Молотов бросил долгий, многозначительный взгляд на министра культуры…

На ЗИЛе Монтан выступал в обеденный перерыв (Кто из нынешних звезд согласится бы на такое «унижение»? Да еще без гонорара?!). Сценой для Монтана послужили два грузовика с опущенными бортами. На одном находился, точнее, пританцовывал в такт музыке шансонье, на другом - сидел аккомпаниатор Боб Кастелла и играл мелодию на рояле. Наверняка в тот день рабочие автозавода перевыполнили план…

Повсюду зрители встречают француза бурными овациями, стихами, песнями. Ученик ремесленного училища Володя Москалев исполняет песню «Когда поет далекий друг», где были такие слова: «Задумчивый голос Монтана / Звучит на короткой волне, / И ветки каштанов, парижских каштанов / В окно заглянули ко мне…»

Мальчик исполнил песню по-русски и по-французски. Симона была растрогана до слез. Благодарный Монтан, который не собирался выступать, поднимается со своего места и поет песню о французском мальчишке…

Артиста пригласили в Центральный дом литераторов - на встречу с писателями. Синьоре вспоминала: «Ив сразу предупредил, что петь он не будет; он и так дает по три концерта в день и не видит необходимости увеличивать свою и без того большую нагрузку, чтобы спеть для людей, которые вполне могут себе позволить прийти на его концерты». Человек, который пришел с приглашением, согласился: «Конечно, мы приглашаем вас вечером немножко отдохнуть - выпить, закусить, обменяться мнениями…»

Но когда гости приехали в ЦДЛ, Монтана пригласили не за стол, а на сцену. Уставший и голодный артист хмурился, медленно закипая…

После выступления певцов Ивана Петрова и Надежды Обуховой, его пригласили на сцену. Посетители, сытые и довольные - многие пришли сюда из соседнего ресторана - начали скандировать: «Ив Монтан, одну песню!»

Француз, к тому времени уже окончательно рассерженный, с мрачным лицом подошел к микрофону и спел полкуплета песни «Парижский мальчуган». Затем быстрыми, нервными шагами пошел со сцены. Но вдруг остановился и стал что-то гневно говорить. Нечаева вспоминала: «Хорошо, что мне не пришлось это переводить, потому что его слова были откровенно грубыми. Говорил он довольно долго, в заключение назвал собравшихся „мерзкими кретинами“ (sales cons), и это было не самое оскорбительное из того, что они о себе услышали».



1956. Аркадий Райкин, Леонид Утесов, Симона Синьоре и Ив Монтан

…На «Стреле» Монтан и Синьоре мчатся в Ленинград. И там их встречают с распростертыми объятиями. Они живут в «Астории», гуляют по городу, осматривают Эрмитаж, любуются старинной архитектурой. Во дворце пионеров супругов встречают мальчики и девочки в алых галстуках.



Из Парижа Монтану позвонил Жерар Филипп. И сообщил, что ему предложили роль художника Модильяни в фильме «Монпарнас, 19». Эту работу предлагали Монтану, но продюсер предупредил: «Если вы поедете в Советский Союз, то роль я отдам другому».

Жерар спросил, соглашаться ли ему. Расстроенный Монтан ответил: «Поступай, как чувствуешь». Филипп исполнил роль художника и сделал это блестяще.

В ленинградском Доме культуры промкооперации Монтан поет песню о маленьком чистильщике обуви с Бродвея, который видит солнце лишь отраженным в начищенном ботинке. На заводе «Электросила» Монтан исполняет песню «Я тебя люблю». Лирическая мелодия разносится по всему громадному цеху. Зрителей охватывает эйфория, хотя они не понимают французского.

Потом был Киев. Монтана повезли к колхозникам села Казаровичи. Монтан и Синьоре заглядывают в коровник. Ив задает вопросы, Симону угощают парным молоком. Но это лишь прелюдия к сытному угощению. В доме колхозника Василия Богдана накрыт обильный стол. В тот день Монтан впервые попробовал горилку и сало…



1956. Сергей Образцов, Симона Синьоре, Ив Монтан за столом.

Апофеозом визита Монтана в СССР стала встреча Нового, 1957 года. Его и Симону пригласили в Кремль, где они еще раз встретились с главой Советского государства.

В ту ночь высокие гости стали свидетелями того, как в три часа ночи Хрущев, основательно подвыпивший, стал отплясывать «барыню» вместе с Булганиным. Симона, чтобы лучше увидеть это зрелище, встала на стул, а потом и вовсе перебралась на стол. «Что ты делаешь?» - пытался остановить ее ошеломленный супруг. Но та со смехом ответила: «Ну, где еще увидишь такое!?»

Монтан, вернувшись в Париж, выступил по телевидению, где рассказал о поездке в СССР. Говорил откровенно, а потому многое не понравилось советским властям. Потом артист еще не раз выступал с критикой действий Москвы. Его уже не называли «другом СССР»…

Впрочем, это не мешало советским зрителям смотреть фильмы с участием Монтана и слушать его прекрасные лирические песни. Да и сегодня многие делают это с удовольствием…

Валерий Бурт

См.также:

Хрущев громит Вознесенского

Посещение Хрущёвым выставки авангардистов

Самые яркие моменты путешествия Фиделя по СССР

1956 год в цвете: наша страна 60 лет назад

Москва 1958 года в фотографиях Эриха Лессинга

актёры и актрисы, ссср, франция, путешествия, занимательно, знаменитости

Previous post Next post
Up