Я давно слышал о том, что рядом с Белградским аэропортом расположен авиационный музей. Но только сейчас, по прилету из Македонии, решил заглянуть ненадолго, и посмотреть что да как.
01. Расположен он буквально в пятистах метрах от выхода из терминала (держитесь левее по выходу, или посмотрите расположение в google например).
02. Основан в 1957 году, хотя в это чудное здание перебрался спустя 31 год в 1989 году. В музее представлено более 200 ранее эксплуатируемых ВВС Югославии, Сербии и некторых других стран, самолетов и вертолетов. Есть несколько объектов гражданской авиации. В летний период работает с 9:00 до 18:30. Стоимость входа для взрослого составляет 500 динар (около 240 руб).
03. Почти за 60 лет существования музей собрал богатую коллекцию планеров, вертолетов и самолетов, а также двигателей, вооружения и прочих авиационных атрибутов. Обо всем не расскажешь, но кое о чем я расскажу. Югославский двухместный самолет довоенной постройки Fizir FN. Первый полет совершил в 1929 году. Использовался в основном в качестве учебного самолета для пилотов Королевских ВВС Югославии. Летали до 1950-го года.
04. Рядом стоит узнаваемый облик немецкого Мсессершмитта, в данном случае Королевских ВВС Югославии. Да-да, перед войной немцы экспортировали свои самолеты в другие страны мира. Так, в период с 1939 по 1940 в Югославию было поставлено около 80 экземпляров, и использовались они вплоть до 1954 года.
05. А вот британцы свои истребители Spitfare отказались ставить в довоенную Югославию, и только с 1944 года югославские летчики полетали на этих боевых птичках.
06. Естественно в музее много фотографий. Как правило все продублировано на английский язык, да и сербский вполне доступен для понимания.
07. Есть в музее и советская техника, и ее довольно много. Фронтовые истребители Як-3 начали поступать в Югославию в конце 1944 года.
08. А это уже американский послевоенный истребитель F86 "собака" В 1961 году Югославия закупает 130 таких машин. Причем из 130 закупленных, 30 были сразу разобраны, на запасные детали для остальных 100. Такие времена были... )
09. В том же 1961 году в Югославии по лицензии строится первый вертолет Soko S55, который был абсолютной копией американского Sikorsky S55.
10. Помимо основного транспортного назначения, были образцы и противолодочной специализации, с возможности посадки на водную поверхность. Использовались эти машины до 1974 года.
11. Советский легендарный МиГ 21Ф "Балалайка".
12. Многие-многие годы этот тип истребителя был основной ударной силой Югославских ВВС.
13. Пока на смену ему не пришел не менее легендарный J22 югославско-румынской разработки.
14. "Орел". Производились в период с 1978 по 1992 годы на заводе Соко в городе Монстар, что в Боснии и Герцеговине.
15. Основа ВВС Сербии в период югославских войн 90-х. Между прочим, есть мнение что самолет и сегодня используется ВВС Сербии.
16. На втором уровне музейного здания, помимо многочисленных планеров, самолетов и различных авиационных деталей,
17. буквально висят в воздухе два транспортных вертолета: Westland WS-51, так называемая "Стрекоза", европейский аналог американского Sikorsky S-51
18. и многоцелевой советский Ми-2. Красавчик.
19. Попался на глаза любопытный уголок со стендами истории развития югославской гражданской авиации, а именно компании JAT (Jугословенски АероTранспорт).
20. Здесь много деталей. Та флот JAT в 1957 году состоял из 12 Douglas DC-3 (на фото в правом верхнем углу), 4 Convair CV-440 (по центру вверху) и 6 Ил-14 (в нижнем правом углу). Всего 22 самолета. А география полетов от Лондона до Каира.
21. В 1977 году, помимо Европейских столиц, советских Москвы, Киева и Ленинграда, самолеты JAT летают в Нью-Йорк, Сингапур, и даже в Сидней! Флот в том же году состоял из Douglas DC-9, Boeing 727 и 707.
22. На улице стоит техника помасштабнее. Немецкий пассажирский самолет Юнкерс JU-52.
23. Годы производства этих старичков 1931-1952. И начиная с 1947 по 1950 эти самолеты использовались на регулярных линиях JAT,
24. Пока на смену не пришел советский пассажирский Ил-14 - один из основных магистральных самолетов JAT с 1950 по 1960-е годы.
25. Военно транспортный Douglas С-47 "skytrain" (небесный поезд).
26. Редкий сегодня экземпляр французской Sud Aviation Caravelle 210 SE, далекий предшественник airbus.
27. Впервые поднялся в воздух 1955. В составе флота JAT с 1963 по 1976. С аналогичным самолетом связана и трагическая страница из истории JAT, - катастрофа близ Подгорицы в 1973 году, - тогда погибли все находящиеся на борту, 41 человек.
28. Кстати, это первый в мире пассажирский самолет с хвостовым расположением двигателей.
29. Советский транспортно-десантный вертолет Ми-4 "Гончая" (он же на заглавном фото). 25 таких машин летали в Югославских ВВС с 1960 по 1976 годы.
30. На смену пришел советский же, экспортный корабельный вертолет, многоцелевого использования Ка-28.
31. Ну и самый массовый в мире вертолет Ми-8, судя по красному кресту на борту, медицинской модификации.
32. А на задворках музея целый воздушный полк. )
33. Ну вот и все. У музея есть свой официальный
сайт, где можно посмотреть и другие экспонаты, которых я не показал. Ну а я решаю съездить в Белград и провести там вечер, перед поздним вылетом в Москву.
Оригинал взят у
kitv в
Белградский музей воздухоплаванияСм.также:
Португальский Museu Do AR Музей ОКБ Сухого Государственный музей авиации Украины (Жуляны) Тиккакоски - история авиации Финляндии Музей ПВО