В многих в статьях об истории "Української фльоти" времен УНР-Украинской Державы-Директории появляется фотография этих молодых людей в морской униформе. К сожалению, имя бойцам І-го Гуцульского полка Морской пехоты (справа) осталось неизвестным, а вот имя лейтенанта флота я смог узнать...
Его звали Святослав Олександрович Шрамченко.
Ранний период
Святослав Шрамченко родился 3 мая 1893 года в Баку. Он происходил из старинного казацкого рода на Черниговщине. Его отец Александр Шрамченко (1859-1921) был выпускник Киевского университета, культурный деятель и этнограф.
Святослав окончил гимназию в Киеве, юридический факультет в Петербурге позднее обучался в Гардемаринской школе и Военно-юридической академии в Петрограде.
В 1917 году он служил на мичманом на Балтийском флоте.
Украинский период
В январе 1918 года Святослав переезжает в Киев, где поступает на службу в Генеральный секретариат морских дел. В качестве старшего адъютанта, Шрамченко принимал участие в подготовке ряда законов об Украинском государственном флоте, был председателем межведомственной геральдической комиссии при морском министерстве по изготовлению украинских государственных флагов, разрабатывал флотскую символику.
В апреле 1918 года лейтенант С. Шрамченко прибыл в Севастополь. Там, в качестве представителя Министра морских дел, он встречался с контр-адмиралами Михаилом Остроградским, Николаем Максимовым, и другими адмиралами и офицерами Черноморского флота, с которыми обсуждались условия подчинения флота Центральной Раде.
29 апреля С. Шрамченко присутствовал на церемонии поднятия украинских государственных флагов на отдельных кораблях Черноморского флота. По возвращении в Киев Святославу Шрамченко было присвоено воинское звание капитан-лейтенант, он возглавил организационный отдел Министерства морских дел.
Старший лейтенант Шрамченко в парадном кителе 9 апреля 1919 года был в составе одного из социалистических правительств Симона Петлюри ответственным за народное хозяйство.
С 24 апреля до конца мая 1919 года С. Шрамченко был заместителем Министра, а в июне 1919 года временно исполнял обязанности Министра морских дел УНР.
Святослав Шрамченко та морський міністр Михайло Білінський, 1919 рік. С 3 июля он снова был назначен заместителем Министра. Святослав Шрамченко принимал активное участие в формировании Дивизии морской пехоты в Прикарпатье, вместе с генерал-хорунжим Владимиром Савченко-Бельским он создал в Каменец-Подольском Гардемаринскую школу, в которую был назначен адъютантом (заместителем директора).
Лейтенант Святослав Шрамченко (крайній зліва), генерал-хорунжий Володимир Савченко-Більський,
та військовий міністр УНР генерал-хорунжий Володимир Сальський (в центрі), вересень 1920 р. Потом на министерских постах уже не фигурирует, но в составе правительства остается, так как был среди подписчиков воззвания «Від Правительства УНРеспубліки», провозглашенного С. Петлюрой при подписании декларации с поляками от 2 декабря 1919 года, согласно по которой Польше передавались Галичина и Волынь.
Кам`янець-Подільський. Посередині в білому лейтенант Святослав Шрамченко, 3.V.1920 р. С 19 мая 1920 года по 10 декабря 1921 года он возглавлял Генеральный морской штаб, функции которого исполнял организационно-тактический отдел Военно-морской Управы.
Однако до конца своей жизни в своих многочисленных воспоминаниях он всегда представлял себя лейтенантом, изредка - капитан-лейтенантом.
В эмиграции
После интернирования украинской армии в Польше в 1920 году, С. Шрамченко попал в лагерь. Однако знание многих иностранных языков позволило ему устроиться секретарём во французской миссии в Польши. На этой должности он работал с 1921 по 1922 год. Со временем С. Шрамченко поселился в Ченстохове, где с 1924 по 1939 год возглавлял украинскую общину.
Ген.-хор. Савченко-Більський, лейт. Шрамченко, та дружина інж. Гурандо з її племінницею, Сарни, 1930 рр. Там он работал военно-морским историком и публицистом, печатался в эмигрантских журналах «За державність», «Табор», «Літописі Червоної Калини» и других.
На его счету свыше 200 работ по военной мемуаристике, написанных на разных языках: «Подъём украинского флага на Черноморской флоте», «Очерк событий в Украинском Черноморском флоте в 1918-1920 годах», «Украинские военно-морские школы 1918-1920 годов», «Закон об украинском флоте и его исполнители» и другие. Он является автором исследований и статей по истории украинского морсого флота 1917-1920 годов в книге «Истории украинского войска» (издательство И. Тиктора, 1936 и 1953). В эмиграции С. Шрамченко был главным инициатором праздника «Дня Украинского моря».
Капітан-лейтенант Шрамченко в 1930-і роки. В это же время он был внештатным корреспондентом издаваемого в Вене И. Туриным журнала «Украинский филателист». С 1941 по 1944 год он возглавлял Украинский комитет помощи в Хелме (Генерал-губернаторство), с 1945 по 1950 год - Украинский комитет помощи в Эрфурте (Германия).
С. Шрамченко на посвяченні прапору пластунів, 1947 р. В 1950 году Святослав Шрамченко переехал в Филадельфию (США). Там ему была предложена служба в американском флоте, однако при условии хорошего знания английского языка. Являлся членом Украинского народного союза (УНС, укр. Український народний союз). В газете «Свобода» вел колонку военно-морских новостей, являлся автором ряда других статей в этой же и в других американских газетах.
Фото 50-х рр. Шрамченко занимался также музейным делом в украинской диаспоре. В частности, им был сохранен первый флаг ВМС Украины, который теперь находится в Украинском национальном музее в Чикаго.
Святослав Олександрович та Перший прапор ВМС України.
Современница С. Шрамченко Лидия Волконская в своих воспоминаниях даёт следующее описание его личности]:
«...Святослав был убежденный приверженец украинского национализма, вдовец, …он и по своей наружности и по характеру, очень располагал к себе. Волосы у него были волнистые, русые; брови, широкие и густые, немного прикрывали, затаённые под ними, серые глаза; черты и выражение лица мягкие, приятные и сам он, никого не осуждающий, никому не приносящий неприятности, был тихий и добрый.
В России Шрамченко служил некоторое время в каком-то торговом флоте. Чин офицера и красивый мундир моряка произвели на него неизгладимое впечатление: он всю жизнь придерживался этого вида. В Ромейках Шрамченко носил всегда морскую форму. Чтобы придать ей и себе больше стиля, он никогда не выпускал трубки из рук, если не держал её во рту слегка попыхивая. Над его белыми штанами и синим блейзером, украшенном всякими нашивками и значками, над этим его „морским“ видом у нас в Ромейках слегка, но добродушно, подшучивали.
Что касается его украинства, то мы думали, может быть, ошибочно, что оно ему было выгодно: как украинец, он сразу выделился среди других, получил чин капитана и вообще становился на виду. Будучи же русским незначительным офицером он затерялся бы в общей их массе и ничего заметного из себя не представлял бы.
В Ченстохове у Шрамченко была хорошая, на эмигрантские условия, квартира и небольшая бухгалтерская служба в одной торговой фирме. Генерал [Генерал-хорунжий Владимир Александрович Савченко-Бельский.] не скрывал, что пригласил он Шрамченко с задней мыслью, выдать за него Марусю. Когда она об этом узнала, то возмутилась и заявила, что она его видеть не хочет и к нему не выйдет.
Генерал-хорунжий Володимир Савченко-Більський, отець Солопина,
інженер А. Гурандо з дружиною та лейт. С. Шрамченко, 1938 р. Однако, ей поневоле пришлось с ним познакомиться, встречаться и разговаривать. А когда, спустя некоторое время, он вторично приехал в Ромейки, то дело кончилось их свадьбой.
После неё Маруся с мужем уехали в Ченстохову…»
Смерть
Согласно официальной информации, С. А. Шрамченко умер 24 июня 1958 года от сердечного приступа.
Похоронен на кладбище Украинского православного собора святого Андрея Первозванного в Саут-Баунд-Бруке (англ. South Bound Brook, штат Нью-Джерси).
Источник