Красавица О-Ё родилась в 1904 году и прожила до 76 лет, скончавшись в 1980 году. Родом она была из префектуры Акита, а настоящим ее именем было Нагаи Канэё (永井カ子ヨ).
В пятом году эпохи Тайсё, когда ей было всего 12 лет, Канэё вместе со своей матерью переехала в Токио. Её мать торговала натто, а Канэё трудилась на фабрике, где производили кукол. Не стоит и объяснять, что жили они в весьма стесненных обстоятельствах.
Удача улыбнулась Канэё, когда она начала позировать для художников. Она стала появляться на картинах Такэхисы Юмэдзи, Ито Сэйу, Фудзисимы Такэдзи. Потом О-Ё стала женой врача и до старости жила мирно и спокойно, ни в чем не нуждаясь.
Как же красавица из провинции стала музой целой плеяды блистательных художников? Уставшая от бедности и тяжелого труда, Канэё отправилась в агентство, через которое нанимались натурщицы - нечто похожее на нынешние скаут-агентства - Агентство по найму моделей Миядзаки (宮崎モデル紹介所). Хозяйкой агентства была небезызвестная Миядзаки Кику (宮崎菊) - первая в Японии натурщица, открыто позировавшая обнаженной. Еще в десятом году Мэйдзи (1871 год) Кику позировала художникам, писавшим на европейский манер. С тех пор она и прославилась.
Дело в том, что художники, обучавшиеся за рубежом, привыкли к тому, что обнаженную натуру рисовать можно и нужно: по возвращению в Японию, художники столкнулись с огромной проблемой. Профессиональных натурщицы были единицы, и многие их них наотрез отказывались раздеваться. Если художники рисовали обнаженных женщин - то это были их жены и любовницы. Поскольку в эпоху Тайсё живопись была крайне популярна, спрос на моделей соответственно тоже был велик. За день позирования девушка могла получить 25 сэн. Однако предприимчивые девушки вроде госпожи Миядзаки, готовы позировать обнаженными, зарабатывали в два раза больше. Когда Кику стала еще и профессиональным агентом, ее заработок увеличился: в качестве отката с каждой модели в месяц она брала по 6 иен.
От клиентов у агентства не было отбоя: к госпоже Миядзаки обращалась и Токийская Академия Художеств, и Исследовательский Институт Западной Живописи Хонго, и Исследовательский Институт Кавабата, и Женская Академия Художеств, и Хакуба-кай, и Ассоциация Художников Тихоокеанского Региона, и многие другие организации и индивидуальные клиенты.
Натурщицами в основном были женщины в затруднительном положении - в частности вдовы и проститутки. Двенадцатилетняя Канэё, невинная и прелестная, тут же завоевала славу - ученики и ученицы художественных академий восторгались ей, превознося в ранг божества. Известно, например, что Канэё позировала для Фудзисимы Такэдзи (藤島武二), который вообще очень редко писал людей, предпочитая им натюрморты и пейзажи.
Вскоре у Канэё завязалось сотрудничество, а вместе с тем и роман с Ито Сэйю: до пятнадцати лет она позировала для его знаменитых сэмэ-э, картин, на которых пытали женщин.
Канэё было двенадцать, когда она сошлась с тридцатичетырехлетним Ито Сэйу: в течение трех лет она позировала ему. Подозревают, что даже с женой Ито разошелся из-за своего романа с Канэё.
Сам Ито говорил об этом так: "Я думал, что, если я буду спать с моделями, с которых рисовал свои сэмэ-э, так будет лучше. Я не мог передать ту красоту, что должен был, не прочувствовав того уродства, что наполняет душу, когда она наполнена вожделением.".
Ито продолжал писать сэмэ-э даже после разрыва с О-Ё, до самой своей смерти.
После работы с Ито Канэё стала настоящей иконой субкультуры.
В 8 году Тайсё (1919) на собеседовании с натурщицами тридцатипятилетний Такэхиса Юмэдзи познакомился с Канэё. Тогда ей было пятнадцать.
Именно Юмэдзи изменил имя Канэё на О-Ё. В 1920 году скончалась от болезни предыдущая муза Такэхисы, Хиконо, так что он был в активном поиске.
Между ними завязался роман. Юмэдзи обожал фотографию, поэтому до нас дошло множество фото О-Ё.
Их сотрудничество продолжилось довольно долго: О-Ё прекратила работу с Такэхисой, когда ей исполнилось двадцать два года.
В 10 году Тайсё (1920) Такэхиса и О-Ё вместе поселились в Сибуе. Их разрыв произошел через шесть лет.
Их первенец, Ётаро, умер почти сразу, после того, как появился на свет. Такэхиса детей не хотел (или, как говорят, не верил, что ребенок был от него), поэтому даже ни разу не прикоснулся к нему.
После разрыва с О-Ё Такэхиса издал рассказ "Отбытие" (出帆), сюжет которой был основан на его биографии. Главного героя, Сантаро, он списал с себя, а его женщин - со своих муз. О-Ё стала О-Ханой, Хиконо - Ёсино.
Дело в том, что с лета по осень Такэхиса отправился в долгое путешествие по каким-то делам Ассоциации Художников. Пока его не было, примерно в августе, О-Ё родила. Мальчика она назвала Ётаро. О-Ё была чертовски рада стать матерью и все время посвящала ему.
К сожалению, вскоре Ётаро заболел. В отчаянии пытаясь выходить ребенка, О-Ё писала письмо Такэхисе. Но вот, что он ответил:
"Такое уж оно, человеческое тело. Все мы однажды умрем. Пожалуйста, береги себя для меня. Держи это в уме".
О-Ё была малограмотна: поэтому Такэхиса писал ей такие простые письма, одной только каной. Это ее мало утешало: О-Ё очень хотела от Такэхисы ребенка, но он ценил ее красоту модели. Когда он вернулся из поездки они, вместе с матерью О-Ё и семейной парой, жившей по соседству, провели поминальную службу по Ётаро.
В 13 году Тайсё (1924 год), когда Такэхисе было сорок лет, он выстроил себе студию в Токио в Сэтагаяку. В августе того же года О-Ё сбежала от Такэхисы вместе с жившим неподалеку студентом по фамилии Охара. Поговаривали, что никаких чувств к студенту О-Ё не испытывала: ей просто отчаянно хотелось привлечь к себе внимание Такэхисы, отдалившегося от нее. Только вот Охара без памяти влюбился в нее, так что от него отделаться было не так просто.
Два месяца спустя О-Ё вернулась к Такэхисе, на что он ничего даже не сказал: он слишком был занят переездом в новую студию.
В студию въехали Такэхиса и О-Ё, двое детей Такэхисы и служанка. Охара же рассчитывал на то, что и его пустят туда - чтобы он всячески работал по дому в обмен на проживание. Такэхиса не был против: ему в доме нужна была помощь мужчины, да и на историю с побегом О-Ё ему было глубоко наплевать.
Увы, Охара такой жизни не вынес: весной следующего года он покончил с собой, приняв снотворное. От этого вышел громкий скандал: Такэхисе, чтобы избежать его, пришлось на время съехать в скромное жилье где-то в горах.
О-Ё, как оказалось, пыталась предотвратить это самоубийство: бедняжка заполучила нервный срыв, когда узнала, что ее попытки провалились. Такэхиса так жалел ее, наблюдая ее тоску, что даже подумал, что стоит официально оформить ее членом своей семьи в регистрационных бумагах.
В 14 году Тайсё (1925 год), в возрасте сорока одного года, Такэхиса завязал роман с Ямадой Дзюнко (山田順子), прославившейся тем, что она была любовницей Токуды Cюсэя (徳田秋声). Полгода спустя Такэхиса бросил О-Ё. Однако через четыре месяца после этого завершился и его роман с Дзюнко.
Когда в возрасте двадцати двух лет О-Ё рассталась с Такэхисой Юмэдзи, она начала позировать для Фудзисимы Такэдзи.
В частности, с О-Ё художник писал богиню плодородия на одном из своих полотен. О-Ё привлекла Фудзисиму как модель потому, что он видел в ней воплощение типично японской красоты. Он был знаком с работами Такэхисы и Ито, для которых она позировала, и у художника заведомо служилось впечатление об О-Ё.
Когда О-Ё увидела портрет, который написал с нее Фудзисима, она сказала, что он сумел нарисовать ее так, будто вырвал из нее ее сущность и нанес ее на холст.
Здесь важно заметить и то, что шестидяситилетний Фудзисима пытался ухаживать за О-Ё, но, огорченный отказом, он накричал на нее, заявив, что она всю жизнь шла по пути лжи и уродства, а, изображенная в образе богини плодородия, она словно омылась от этой скверны - и теперь могла продолжать жить порядочно.
В 1926 году до Такэхисы доходят слухи, что О-Ё выходит замуж. В отчаянии он пишет рассказ "Отбытие", который публикует в газете "Мияко" (都新聞).
В 1931 году Такэхиса попытался открыть сольную выставку в Америке, но она провалилась. Тогда он отправился в Европу. В сентябре 1933 года он вернулся в Японию.
В октябре Такэхиса отправляется в Тайвань, где обнаруживает у себя туберкулез. По возвращению в Японию он оказывается прикован к постели. В 1934 он умирает, не дожив месяца до пятидесятилетия.
В это время О-Ё уже успела выйти замуж за врача. С их разрыва с Такэхисой прошло семь лет. Она пережила его почти на полвека.
источник записи