Многие вероятно слышали про знаменитый поезд Троцкого, который был создан в ночь с 7-го на 8 августа 1918 года в Москве на Московско-Казанской железной дороге.
Вначале он назывался поездом наркомвоена, а после назначения Троцкого б сентября этого же года на пост Председателя созданного Реввоенсовета стал называться поездом Председателя Революционного военного совета Республики.
Именно на этом спецпоезде Наркомвоенмор Троцкий отправился на фронты Гражданской войны для непосредственного руководства Красной армией в борьбе против белогвардейских войск и "белочехов".
Народный комиссар по военным и морским делам РСФСР Л.Д. Троцкий. Поезд Троцкого состоял из 12 комфортабельных вагонов, которые тянули два паровоза, заправляемые нефтью. Председатель Высшего военного совета разместился в вагоне, ранее принадлежавшем министру путей сообщения царской России. Состав охраняли и обслуживали 232 прекрасно экипированных и преданных лично Льву Давидовичу красноармейца, это были в своем большинстве молчаливые, угрюмые и физически крепкие парни, латыши и эстонцы.
Экипаж спецпоезда в форме Военный министр молодой страны советов позаботился и о внешнем виде своей личной гвардии, однако при этом видать несколько перестарался, так известно, что для обмундирования своей личной охраны Троцкий разыскал на армейских складах гусарские парадные чакчиры (узкие рейтузы) и доломаны (суконные куртки со стоячим воротником).
Реконструкция униформы В итоге, латыши были одеты с вызывающей роскошью: красные рейтузы с золотыми лампасами Иркутского гусарского полка и синие доломаны с серебряным шитьем от Гродненских гусар. Однако совсем скоро охране были выданы красные кожаные куртки с нашитыми нарукавными знаками, удостоверяющими принадлежность к поезду Предреввоенсовета.
Нарукавный знак - нашивка из красной кожи в форме щита с вышитым золотистой канителью дымящим
паровозом и надписью: "Р.С.Ф.С.Р. Предреввоенсовета Л. Троцкий". Шеврон располагался на левом рукаве. Кроме кожаной эмблемы был еще серебряный значок, покрытый красной и белой эмалью с такими же изображением и надписью. Его чеканил монетный двор в 1918-1921 годах. Этими значками охранники "вождя Красной армии" особенно дорожили.
Троцкий приказал гравировать на них номера, "чтобы известно было, кому какой знак выдан. Выдавать под расписку. Виновных в утере удалять с поезда".
Из книге А. Бармина «Соколы Троцкого» известен подробный штатный состав данного спец поезда, так Наркомвоенмора сопровождали: 30 латышей из Советского стрелкового полка, семь человек из экипажа броневика, восемнадцать военнослужащих морского боевого отряда, девять кавалеристов, двадцать один человек из пулеметного отряда, семь телефонисток, четыре телеграфиста из Наркомпутьсообща, шесть представителей Викжедора, пять представителей Окрвоенкома, один человек от Главначснабжа, три человека от Воензаконсовета, бригада Московского депо в составе двадцати четырех человек, десять шоферов, пять самокатчиков, пять мотоциклистов, тридцать семь агитаторов (естественно, все с оружием), восемь связистов из ОПЕРОДа, семь работников вагона-ресторана, один комендант, шесть человек медицинского персонала, десять человек из салон-вагона №431, пять человек из салон-вагона №432.
Спецпоезд с двойной тягой. 1918 г. Сам главный полководец революции Л.Д. Троцкий следовал в составе салон-вагона №432, в другом вагоне располагались начальник поезда Чикколини, а также члены Реввоенсовета и ревтрибунала С. И. Гусев и П. Г. Смидович и другие ответственные работники. Таким образом, карающий орган находился у Льва Давидовича прямо тут под рукой, и действовал бесперебойно, так как почти на каждой станции находился «виновный», совершивший тот или иной проступок, который тут же получал «по заслугам».
Кроме того, в поезде был создан мощнейший политический отдел, в составе которого только одних агитаторов насчитывалось 37 человек, все они были заняты подготовкой митингов и собраний. Очень часто на этих самых митингах любил выступать лично сам Троцкий, а говорить он умел долго, красочно и очень эмоционально.
Поезд Троцкого совершал свои рейсы-набеги на фронта в крайне тяжелое для республики время. С падением Самары, Казани, Симбирска резко ухудшилось снабжение продовольствием центральных районов, от голода и эпидемий тифа и холеры гибли люди, тяжелое положение создалось и в войсках, но для членов поезда Троцкого этих проблем практически не существовало - люди были всегда хорошо накормлены, обуты, одеты и вооружены. Поезд был хорошо укреплен, с надежной охраной. Но и этого Председателю вскоре показалось недостаточно.
Вскоре, 10 августа 1918 года в его распоряжение был направлен еще один состав, но теперь уже с самолетами и авиаотрядом (об этом свидетельствует донесение секретаря по особым поручениям В. М. Барычкина военному комиссару Московского военного округа Н. М. Муралову: «Довожу до Вашего сведения, что мною сформирован экстренный поезд т. Троцкому. В состав поезда вошли следующие части: два самолета с авиаторами и механиками, при авиационном отряде имеется один полуторатонный грузовой автомобиль; шесть самокатов; три шофера-мотоциклиста; одна цистерна бензина; два грузовых автомобиля».
Поезд отправлен 10-го августа в 23 часа в сопровождении команды охраны из десяти человек»). Таким образом, Лев Давидович мог теперь контролировать обстановку в мятежных районах еще и с воздуха.
В штат чудо-поезда была также введена и команда музыкантов из тридцати человек, теперь каждый выход вождя к народу сопровождался торжественными маршами духового оркестра.
На особом положении в поезде состояли шофера, их там было по тем временам даже больше чем достаточно. Сам Троцкий объяснял это необходимостью совершать поездки вдоль фронтов. Поездки эти, как правило, совершались с большой помпой. Иначе этого и не должно было быть, поскольку «помпу» эту создавали первоклассные автомобили, все как один иномарки.
Лев Давыдовыч на "Паккарде" Таким образом, всего при Троцком состояли: два локомобиля, два «паккарда», один «лянч», один «непир», один «фиат», один грузовой «фиат», один грузовой «паккард», один «пирс-арау». О техническом обслуживании всех этих авто тоже не забыли, при поезде, в гараже имелись автомобиль-цистерна и автомобиль-мастерская.
Нередко в те страшные времена, простые обыватели с испугом и удивлением наблюдали незабываемое зрелище, когда по русским ухабам мчались сверкающие авто на подножках которых гроздями висели здоровенные бойцы личной охраны Троцкого, одетые в красные кожанки вооруженные всем чем только можно.
В поезде кроме канцелярии, типографии, телеграфа, радио, медпункта, и бани, еще имелся и специальный так называемый вагон-сейф, предназначенный для подарков отличившимся красноармейцам. Среди наград были, например, реквизированные военным трибуналом "золотые мужские закрытые часы с боем; золотые мужские часы с цепочкой и брелоком; золотой мужской с камнями перстень...
Теперь-то доподлинно известно, откуда поступали эти подарки, например, женские часы, золотые и серебряные украшения, компасы, портмоне, портсигары и т. д. Все это было конфисковано у граждан и раздавалось приближенным с благословения Л. Д. Троцкого. Вот один из документов, который об этом свидетельствует.
«ПРИКАЗ
по поезду Председателя Революционного совета Республики
№ 90 12 августа 1919 г. § 4
Принято членом подарочной комиссии тов. Кузнецовым согласно копиям протоколов Председателя военно-полевого трибунала тов. Киселиса для передачи в комиссию «Красный Подарок»:
1) золотые мужские закрытые часы с боем - 1;
2) золотые мужские закрытые часы с золотой цепочкой и брелоком - 1;
3) золотой мужской с камнями перстень - 1;
4) золотое обручальное кольцо тяжеловесное - 1;
5) золотая дамская шейная для муфты цепь - 1.
Записать на приход по приходно-расходной книге красных подарков.
Справка: копия ведомости члена тов. Кузнецова.
Начальник поезда Петерсон.»
Начальник поезда Троцкого. Иногда в ходе посещения войск, Троцкий, любивший эффектные, театральные жесты, мог подойти к одному из отличившихся бойцов снять у себя с руки якобы «свои часы» и тут же вручить их красноармейцу, присутствующие при этом были в восторге от такой простоты и демократичности Льва Давидовича. Однако мало кто из них знал, что эти часы были из специального наградного фонда и ранее принадлежали какому ни будь расстрелянному царскому полковнику или камер-пажу.
В поезде Предреввоенсовета проводил практически все время, разъезжая по фронтам Гражданской войны. Причем часто проявляет личную смелость и необычайную жестокость. За два с половиной года жизни на колесах в железнодорожном составе не раз складывалась критическая ситуация, требовавшая от "вождя победоносной Красной армии" личного мужества.
Так сразу после выезда под Казань в конце августа 1918 года поезд едва не захватили белогвардейцы, а несколькими днями позже Троцкий чуть не погиб на корабле Волжской речной флотилии. Приходилось ему рисковать своей жизнью, выступая перед дезертирами, наставляя их "на путь истинный".
А чего стоит "агитация" дрогнувших бойцов 7-й армии красных не бежать от танков Северо-Западной армии Юденича во время обороны Петрограда в 1919 году. Тогда Предреввоенсовета умело использовал неосведомленность запаниковавших красноармейцев, убедив их, что "танки Юденича сделаны из крашеного дерева". После этого 7-я армия разгромила белого генерала.
Еще одно фото телохранителей из спецпоезда Жестокость Троцкого проявилась еще в его статьях, относящихся к декабрю 1917 года. Тогда в работе "Терроризм и коммунизм" Лев Давидович впервые ввел понятие "красный террор" и сформулировал мысль о том, что "террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров.
Врагов будет ждать гильотина". "Красный террор есть орудие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать".
Он был буквально помешан на жестокости и следовал принципу "отбрасывания соображений гуманности" неукоснительно, вплоть до применения древнеримской децимации.
Это когда, прибыв 10 августа 1918 года на станцию Свияжск для руководства взятием Казани, Троцкий приказал расстрелять каждого десятого красноармейца 2-го Петроградского полка, самовольно оставившего боевые позиции.
В те времена, Предреввоенсовета нередко называли "вождем Красной армии".
Во время Гражданской войны его именем нарекли два бронепоезда - "№12 им. Троцкого" и "№89 им. Троцкого", эсминец "Лейтенант Ильин" переименовали в "Троцкий".
Экипаж бронепоезда "№12 им. Троцкого" В двадцатых годах именем "Троцк" называли города Гатчину, Иващен-ково (Чапаевск), Юзовку (Донецк).
Одно время его имя носили проспект Нахимова в Севастополе, площадь и улица в Днепропетровске. Были и довольно курьезные случаи так называемого « избрания», это когда Троцкого однажды избрали в почетный президиум I Всесоюзного шахматно-шашечного съезда.
Его также неоднократно избирали "почетным красноармейцем", и один раз - "почетным комсомольцем". Но самый абсурдный случай «почетных избраний» в карьере Льва Давидовича произошёл, это когда собрание рабочих Глуховской фабрики им. Ленина "назначило" наркомвоенмора "почетным прядильщиком 7-го разряда".
(c.)