По южному берегу озера Намцо усталый паломник спешит в Таши До - монастырь на глубоко вдающейся в озеро полоске суши, между двух невысоких холмов. Что может быть лучше, чем монастырь в таком месте? Далеко разносятся звуки мантр, обдуваются ветром молитвенные флажки, приходят благодарные за еду и хорошее отношение дикие звери, слышен шум волн. Прекрасное место, вдохновляющее на практику.
Вероятно, так в Таши До было до начала Культурной революции. А потом китайские власти развернули политику на ассимиляцию Тибета. Она, в частности, включает в себя переселение китайцев в Тибет - им предлагаются хорошие условия по кредитам, высокие зарплаты, рабочие места. Также активно развивается массовый туризм, преимущественно китайский. Для облегчения этой задачи в 2006 году запустили самую высокогорную железную дорогу, 1956 километров которой соединяют Голмуд и Лхасу. Каждый день в Тибет ходят экспресс-поезда из Пекина, Ченгду, Синина и других китайских городов. В поездах приезжают в основном китайцы. В Тибете для них строят гостиницы, рестораны и бары, продают китайскую еду, организуют туры (кстати, для передвижения по Тибету китайцам не нужны пермиты). Для тех, кто приехал сюда жить, имеется множество китайских магазинов еды, одежды и техники, салонов красоты. Тибет очень хорошо снабжают. Казалось бы, откуда на такой высоте возьмутся арбузы, бананы, киви, мандарины и прочие фрукты? Здесь делается все, чтобы китайцам было комфортно, чтобы как можно больше жителей равнинного Китая переехали сюда, чтобы Тибет перестал быть автономией, постоянно стремящейся к отделению. Чтобы спрятанные фотографии Далай-Ламы наконец-то заменили на открытое почитание Мао.
(
Читать продолжение )