Азбука Военной Археологии. Часть 5. Навигатор
Навигатор в нашей команде отвечает за несколько важных вопросов. Во-первых, он изучает военную историю и выбирает место поиска. Во-вторых, он определяет координаты объектов, которые мы будем исследовать на местности. В-третьих, Навигатор прокладывает маршрут к месту поиска. Ну, и, наконец, Навигатор отвечает за ориентирование группы на местности в районе поиска. Все эти вопросы, конечно, Навигатор решает не в одиночку, а советуюсь с Кэпом и получая помощь остальных участников команды. В этой части мы поговорим о практических навыках Навигатора.
Как правило, на выбор района нас что-то вдохновляет, например, чьи-то интересно написанные мемуары, рассказ лесника или передача, увиденная по ТВ. В более серьезном случае, мы имеем дело с журналами боевых действий или старыми картами боев. К чему это вдохновение приведёт, мы узнаём уже позже бредя в полной темноте по пояс в болоте, пытаясь сориентироваться по Полярной звезде в просветах туч и из последних сил проклиная Навигатора уже на местности, а сейчас поговорим о том, как туда попасть. Предположим, выезд планируется в район, который немцы называли «бутылочное горло» (Flaschenhals). Основные сражения блокадной эпопеи разворачивались именно тут. Невский, Ивановский пятачки, Синявино, Апраксин, Красный бор, Тортолово, Гайтолово, Турышкино, это всё здесь.
На «Подвиге народа» в разделе «География войны»:
http://podvignaroda.ru/?#tab=navGeography_searchВ числе прочих найдётся и такая карта:
http://podvignaroda.ru/?#id=60000052&tab=navDetailDocument (полный размер)
Эта склейка нескольких листов топокарты масштаба 1:100 000 издания 39-41 годов. Карта охватывает местность от правого берега Невы на севере, до Любани на юге, а с запада на восток показывает местность от Красного Бора до Путилово.
Карта масштаба 1:100 000 в просторечии зовется километровкой, один сантиметр карты соответствует километру на местности. Через каждые два километра на карте нанесены вспомогательные линии сетки. Карты именно такого масштаба применялись для планирования боевых действий и переброски войск в дивизионном звене и выше. Читая мемуары какого-нибудь комдива и глядя на эту карту, вы можете быть уверены, что он пользовался такой же, и ваши ориентиры будут совпадать.
К примеру, вас заинтересовали бои в районе Гонтовой Липки (восточнее Синявино) и именно туда вы намереваетесь выдвинуться. Рассмотрим навигацию до места. «Вырежем» из старой карты небольшой фрагмент, чтобы с ним было удобно работать, но достаточно большой, чтобы можно было привязаться к основным ориентирам, например такой:
На нем можно рассмотреть, что Гонтовая Липка была расположена южнее дороги, ведущий из Синявино в Путилово и севернее линии высоковольтной передачи (фрагмент Келколово-Гайтолово). Этот небольшой населенный пункт стоял на возвышенности (отметка 33,7 метра) на западном берегу Черной речки.
Теперь нужно открыть современную электронную карту, например Yandex Map, включить гибридный режим изображения (карта+спутник) и посмотреть, что сейчас творится в окрестностях Гонтовой Липки. В качестве точки старта можно использовать деревню Молодцово Кировского района, а дальше двигаться на восток (вправо).
Немного разобравшись с картами, вы поймете, что основные ориентиры сохранились, хоть и выглядят несколько иначе. Начнем с севера(сверху). Дорога, ведущая из Синявино в Путилово, существует и сейчас. На спутниковом снимке она просматривается плохо, - обочины дороги сильно заросли. Увеличенный фрагмент Яндекс-карты, примыкающий
к дороге и Гонтовой липке:
На снимке также видно, что восточнее(правее) дорога пересекает Чёрную речку, это отличный ориентир, тут не промахнешься. Теперь посмотрим, что сейчас происходит южнее(ниже) Гонтовой Липки:
Нас интересует нижняя высоковольтка, по ней проложена дорога.
Спустившись ещё южнее (ниже) мы видим ещё один важный для нас фрагмент местности:
Теперь, на всякий случай, зафиксируем координаты важных для нас точек. Проще всего это сделать так. На Яндекс-карте переходим в режим народной карты:
Теперь, в любом интересующем вас месте, достаточно нажать правую кнопку мыши и вы получите набор его координат:
Для чего нужны координаты важных точек? Дело в том, что навигаторы смартфонов и планшетов, в лесу часто не работают - нет сотовой сети.
Всегда надеяться можно только на ГЛОНАСС или GPS-навигатор, они используют только спутниковые сигналы, доступные даже через кроны деревьев, или хотя бы на самой маленькой полянке. Если вы внесете координаты нужной вам точки в навигатор, то он укажет путь на неё и обратную дорогу. Теперь проложим пару условных маршрутов.
Маршрут А - минимум пешим ходом
Рассмотрев подробнее дорогу севернее(выше) Гонтовой липки, понимаем, что своим западным(левым) окончанием она выходит к мемориалу на синявинской высоте 43,3, известной, как Чёртова высота или Бараний лоб. Восточное(правое) окончание этой дороги выходит в деревню Путилово. То есть дорога в обоих случаях выходит на асфальт. Остается понять, с какой стороны лучше попасть к Гонтовой липке.
По секрету скажу, что дорога «проезжабельна» с обеих сторон. Со стороны Путилова она лучше, но требует преодоления вброд Черной речки, мост через которую разрушен во время войны и не восстанавливался. Со стороны Синявино дорога хуже, но вброд нужно преодолевать только глубокие лужи. Минимум необходимой проходимости - полноприводной внедорожник на шоссейной резине или полноприводной вседорожник на резине вездеходной.
В саму Гонтовую липку без внедорожника на болотной резине и лебедки, соваться не советую. Это небольшое отступление я сделал для того, чтобы вы понимали роль и важность Перевозчика в вашей команде - это его зона ответственности.
Итак, добравшись до ближайшей к Гонтовой липке точке дороги (координаты мы заготовили: 59.826791, 31.231284) оставляем машину и движемся строго на юг, на расстояние 100-200 метров. Если выходим на берег Чёрной речки, значит перебор, - надо немного вернуться назад.
Маршрут Б - без полного привода
В этот раз используем старую высоковольтку. Опять же, по секрету, скажу, что «проезжабельна» она только со стороны бетонки - от Кировска. Со стороны Путилово прорваться можно только на серьезно подготовленном вездеходе. Снова - зона ответственности Первозчика. Итак, проехав по бетонке (А-120) до пересечения с высоковольткой поворачиваем налево. Движемся до Чёрной речки (восстановленный Чёртов мост) далее у нас появляется выбор. Либо вдоль берега Чёрной речки идти до Гонтовой Липки, либо добраться до поворота на Гайтолово и оставив там машину, двинуться напрямик через лес практически строго на север.
Если не хочется постоянно пользоваться навигатором, то для локального хождения по направлениям(азимутам) можно использовать и компас. Однако, «точку входа» место, где оставлена машина на навигаторе нужно отмечать обязательно. Необходимо также иметь записанные координаты других важных точек в посещаемом районе и запасные батарейки к навигатору. В этом, слабо удаленном от цивилизации и относительно комфортном районе, эти предосторожности могут показаться излишними, но при поиске уже в ста километрах восточнее могут спасти вам жизнь.
Далее в «Азбуке военной археологии» у нас Перевозчик.
P.S. Не люблю сочинять длинные и нудные руководства, поэтому мог опустить что-то важное. С удовольствием отвечу на ваши вопросы и пополню этот мануаль при необходимости.
Начало Азбуки военной археологии было здесь:
https://photonoid.livejournal.com/24397.html Продолжение следует:
https://photonoid.livejournal.com/114049.html С неизменным уважением,
Ваш Photonoid