Перебирал на днях свой фотоматериал, отснятый еще в 2016 году, и увидел нижегородский архив. Провел два выходных дня в начале ноября в Нижнем Новгороде. Есть снимки, есть чего рассказать. Знакомимся с городом, имевшим в советское время славное имя - Горький. В последствие, после распада Советского Союза ему было возвращено историческое название - Нижний Новгород. Основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Это один из российских городов-"миллионников", население Нижнего чуть более 1 миллиона 250 тысяч человек. По количеству проживающих жителей в нем, Нижний Новгород занимает пятую позицию в России, уступает лишь двум историческим столицам страны, а также Новосибирску (ранее Ново-Николаевск) и Екатеринбургу (Свердловск). Нижний Новгород находится на слиянии двух рек - Волги и Оки, это важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа.
Благодаря большому промышленному потенциалу и развитию деловых связей с Москвой, город был выбран одним из счастливчиков, жители которого могут добраться до Москвы железнодорожным транспортом комфортно и быстро. Минимальное время в пути - 3,5 часа на высокоскоростном поезде "Стриж". Каждый пассажирский вагон "Стрижа" оснащен системами кондиционирования воздуха и электрического воздушного отопления. Внутри каждого вагона имеется экологически чистый туалетный комплекс. В люкс-вагонах в каждом купе установлены санузлы и душевые кабины. В поезде также предусмотрены купе для проезда инвалидов-колясочников. Бесплатный Wi-Fi не будет лишним в этом путешествии. Именно этим видом транспорта я воспользовался, чтобы не теряя время на дорогу, посетить Горький на выходные.
Спасо-Преображенский собор
После прибытия на нижегородскую землю мы оперативно обустроились в местной гостинице "Николь", расположенной на Сормовском шоссе, 15А, в трех минутах ходьбы от станции метро "Канавинская". Стоит добавить, что эта гостиница, несмотря на свое весьма демократичное предназначение и приемлемую стоимость номеров, в разное время служила временным пристанищем для таких известных и медийных личностей, как Георгий Гаранян, Геннадий Хазанов, Владимир Спиваков и исполнителей оркестра "Виртуозы Москвы", Юрий Стоянов, Сергей Безруков. На снимке вид из гостиничного номера на жилые дома вдоль улицы Маршала Казакова.
Немного передохнув в номере, переодевшись в удобную для городской прогулки одежду и еще раз перепроверив комплект фото-техники, мы наконец отправились знакомиться с городом. В нем я был ранее, очень давно, в 80-х годах прошлого века, еще во времена Советского Союза. Соответственно, мало что осталось в памяти. Для начала прогулялись по заречной части города, вдоль левого берега Оки, здесь нас интересовали в первую очередь два известных храма и знаменитая нижегородская ярмарка.
Спасо-Преображенский (Староярмарочный, Спасский) собор - храм в стиле позднего классицизма на территории Нижегородской ярмарки. Архитектор - Огюст Монферран. Возводился с 1818 по 1822 год. Освящен в 1822 году. После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки. А.А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады.
План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик. Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие. Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны. Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил.
Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.
Вернемся к нашей прогулке по Нижнему... После фотосъемки Староярмарочного собора мы проследовали через район Нижегородской ярмарки к Храму Александра Невского. Вблизи здание ярмарки я не фотографировал. Поэтому покажу фото, выполненное позже с правого берега Оки, из района Нижегородского Кремля.
На дальнем плане, за Канавинским мостом через реку Ока, виднеется длинный приземистый фасад главного ярмарочного дома, отличающегося своим историческим видом от окружающей современной урбанистической архитектуры. На самом деле, Нижегородская ярмарка - это исторический район, где располагалась крупнейшая ярмарка Российской империи. Ныне главный выставочный центр Нижнего Новгорода.
Понимая важность постройки нового экономического центра, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги на постройку ярмарки. Всего на постройку гостиного двора было ассигновано из казны 6 млн руб. Строительство возглавил председатель столичного Комитета строений генерал-лейтенант Бетанкур. Основой для создания архитектурного ансамбля послужил план, разработанный ещё в 1804 году архитектором А. Захаровым (впоследствии автором здания Адмиралтейства). 15 февраля 1817 г. началось строительство, которое длилось 4 года. 15 июля 1822 г. в каменном гостином дворе и деревянных временных помещениях была открыта торговля. Продолжительность ярмарки составляла более месяца: флаги поднимались 15 июля и опускались 25 августа. Но настоящий торг начинался с августа и продолжался до начала сентября. Ярмарка раскинулась на площади в почти 8 км² на левом низком берегу реки Оки, на большом мысе (Стрелке), образуемом при впадении Оки в Волгу. Посетивший в 1833 году Нижний Новгород А. С. Пушкин свои впечатления от ярмарки отразил в «Путешествии Онегина».
Более подробно об истории развития ярмарки в Нижнем Новогороде Вы можете прочесть
тут.
Дальше наш путь лежал на Стрелку. Стрелка Оки и Волги (чаще просто Стрелка) - одна из главных природных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Находится на месте слияния рек Оки и Волги, в Нижней части города. Стрелка раньше являлась портом для грузовых судов, прибывавших в Нижний Новгород и отправлявшихся из него. На Стрелке располагается ещё одна достопримечательность города - Невский собор. На Стрелке строится стадион для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
На этом снимке мы видим нижегородскую Стрелку, на которой расположены Невский собор и футбольный стадион, находящийся на момент съемки на стадии строительства. Справа от Стрелки, на заднем плане, виднеется Борский мост.
Во времена Русского царства, нижегородская Стрелка была центром Стрелицкого cтана Нижегородского уезда. Отсюда же пошло её название. Позже она начала формироваться как речной порт. Это место оказалось удобным для разгрузки и погрузки кораблей и различных торговых судов, прибывавших в Нижний Новгород по Оке и Волге. Низинное место на пересечении двух рек стало наиболее выгодным для строительства причалов, чем высокий нижегородский холм. Были образованы Сибирские пристани на берегу со стороны Волги. При Российской империи к пристаням на волжском берегу были добавлены новые пристани со стороны Оки - Петербургские. Новой фазой развития Стрелки, как речного порта, стал перенос ярмарки из Макарьева в 1817 году. С тех пор грузовой оборот водных путей был выше 70 миллионов пудов. В 1880 году на Стрелке был построен Невский собор или Новоярмарочный. Во время проведения Всероссийской выставки в 1896 году на ней были построены разнообразные гостиные дворы, выставочные павильоны, а также запущен первый трамвай, соединивший город с ярмаркой. Это событие полностью преобразило Стрелку, сделав её одним из самых оживлённых мест Кунавинской (Канавинской) слободы, которая тогда ещё не входила в состав Нижнего Новгорода.
Собор святого благоверного князя Александра Невского (Новоярмарочный) - православный кафедральный (с 2009 года) собор в исторической части Нижнего Новгорода. В 1856 году ярмарочное купечество изъявило желание построить второй православный ярмарочный храм в память о посещении ярмарки императором Александром II и обратилось с ходатайством о постройке нового собора к губернатору А. Н. Муравьёву. Был проведён сбор пожертвований. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет (к 1866 году).
К 1864 году был готов проект губернского архитектора Роберта Килевейна. Его пришлось переработать по причине недостаточной прочности. Новый проект, предложенный молодым архитектором Л. В. Далем, также не был утверждён. В 1865 году проект церкви был наконец утверждён правительством. Авторство утверждённого правительством проекта до сих пор не установлено точно. В 1866 году Л.Даль вернулся на постоянное жительство в Нижний Новгород из-за границы и доработал проект собора. Строительство собора продолжалось в течение 13 лет, внутренние работы продолжались до 1881 года. Высота храма составила 87 м. 20 июля 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящён в присутствии императора Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и цесаревича Николая.
В советское время храм был закрыт, иконостас и деревянные украшения были пущены на обогрев домов. Храм был подготовлен к уничтожению, но этот проект не был осуществлен. Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора была установлена зенитная батарея, защищавшая небо Горького от налётов немецкой авиации. В дальнейшем внутренние помещения собора использовались в качестве склада. О реконструкции храма заговорили только в 80-е годы.
У южного входа в собор на временной звоннице установлен 60-тонный колокол «Соборный», отлитый 5 ноября 2011 года на Балтийском заводе Санкт-Петербурга в честь 400-летия народного ополчения Минина и Пожарского. Высота и диаметр колокола - 4 метра. Установка колокола в честь 400-летия подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского (отмечалось в 2012 году) была запланирована на месте слияния Оки и Волги, в 300 метрах от Собора Александра Невского. Но что-то не сложилось, колокол и по ныне там, у южного входа в собор.
На этом наше краткое знакомство с Нижней частью города, левобережьем реки Ока закончилось. Мы садимся в нижегородское метро и перемещаемся в центр города, на правый берег Оки. Что же из себя представляет горьковская подземка? О-о-о-о... Это, я Вам скажу, песня.
Карта нижегородского метро (актуальная на 2016 год) - сфоткал в вагоне метро на мобильник
До открытия станции «Горьковская» в ноябре 2012 года Нижегородское метро не разделялось на 2 линии, а конечными были станции «Буревестник» и «Парк Культуры». На станции «Московская» не функционировали центральные пути, по которым поезда сейчас идут в Верхнюю часть города. Также на «Московской» не было моста для перехода с поездов одного направления к поездам другого направления. Это вызывало некоторые затруднения у пассажиров. После открытия станции «Стрелка» линии будут самостоятельными. На настоящий момент в городе функционируют 14 станций метро, одна станция не достроена и законсервирована - "Ярмарка". Еще одна достраивается ("Стрелка") и будет запущена перед чемпионатом мира по футболу 2018 года.
Станция Московская
А теперь прошу обратить внимание на табло, которое видно на фотографии, размещенной чуть выше. С момента отправления последнего поезда прошло 9 минут 25 секунд. И я Вам скажу, что это далеко не предел. Я несколько раз воспользовался услугами подземки за время нахождения в городе. Время ожидания варьировалось от 10 до 20 минут. Правда, стоит сказать, что это были не часы пик и даже не рабочие дни. Но, тем не менее, после сумасшедшей столицы - это напрягало, очень). Поэтому поводу специально отснял девиз нижегородского метро в одной из подземных коммуникаций - "Нижегородское метро: скорость, надежность, комфорт". Насчет надежности не знаю, комфорт на обычном уровне - ничего сверхестественного, а вот скорость...
Выходим из подземки. Так... Что за станция? Ага, Горьковская. А это значит, что мы уже в Верхней части города, на так называемых Дятловых горах. Это семь исторических холмов по правым берегам Волги и Оки, в месте их слияния, на которых и был когда-то основан Нижний Новгород. И выходим мы на поверхность в самом начале Большой Покровской улицы, можно сказать, своеобразного нижегородского Арбата... Но продолжение будет уже в следующей записи, в ближайшее время.
Спасибо, что заскочили ко мне на огонек.