Рогожская старообрядческая слобода в Москве

Feb 11, 2018 00:31

Не в качестве своего хобби и ради добычи материала для ведения блога, а токма по долгу службы, оказался я в прошлом году в одном интересном московском местечке. Расположено оно особняком на востоке столицы. С севера и востока его окаймляют жилые кварталы, с юга и запада - пролегают две шумные магистрали, Нижегородская эстакада ТТК и Нижегородская улица.

Рогожская слобода (Рогожский посёлок, Рогожская ямская слобода) - исторический район Москвы и центр московского старообрядчества. Возникла она в конце XVI века близ деревни Андроново на левом берегу Яузы, когда в местности «Рогожка» стали селиться ямщики, занимавшиеся «ямской гоньбой» (доставкой государевой почты) и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям (позже ― Рогожь, город Богородск и в советское время ― город Ногинск Московской области).

Покровский собор в Рогожской слободе




Итак, вначале общая информация о слободе. С оборонительной целью московские улицы и слободы обводились укреплёнными валами (в XVI веке ― Белый город, в 1638 года ― Земляной вал, в 1742 года ― Камер-Коллежский вал). Линия Камер-Коллежского вала, устроенная для упорядочения оплаты пошлин, взимаемых Камер-Коллегией (которой и было поручено строительство вала), почти два столетия являлась границей городской площади. Камер-Коллежский вал опоясал Москву 32-вёрстным кольцом с шестнадцатью заставами, где проверялись подорожные и ввозимый товар ― для обнаружения контрабанды, главным образом водки, за провоз которой платилась пошлина. В середине XVIII века, с отменой внутренних таможен, заставы приобрели чисто полицейское значение, и у некоторых из них, в том числе одной из самых больших ― Рогожской ― возникли рынки. Застава стала быстро заселяться и застраиваться. В рогожских улицах появились постоялые дворы, новые дома, мелкие мастерские, торговые помещения.

Около Рогожской заставы долгое время был этап, где собирали из тюрем для пересчёта отправленные в Сибирь арестанты. Здесь их выстраивали ― впереди каторжных в кандалах, с наполовину обритыми головами, с закованными руками и ногами, далее ― в ручных кандалах, за ними ― без кандалов. Следом шли возы с женами, ехавшими за арестантами, детьми и больными.

Отделенная от остальной Москвы рекой Яузой и длинными улицами, Рогожа долго сохраняла патриархальный жизненный уклад. И облик её обитателей, и двухэтажные каменные жилые дома на каменных фундаментах, и запертые ворота ― всё это отличало её от остальной Москвы. В Рогожской слободе с XVII в. жили отлученные русской патриаршей церковью староверы. В начале 1790-х в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. ― 35 тысяч, в 1825 г. ― 68 тысяч.

В начале XX века за Рогожской слободой и кладбищем были построены богадельня для бедных и старообрядческий богословский институт. Постепенно вырос целый поселок - Рогожский. На Рогожском кладбище похоронены известные старообрядческие купцы и промышленники Рахмановы, Шелапутины, Морозовы (ветвь Тимофея Саввича Морозова), Рябушинские, Солдатенковы.

Теперь немного поговорим о храмах русской старообрядческой церкви, размещенных в Рогожском поселке.
На обложке данного поста показан Покровский собор. В 1790-1792 годах архитектор Матвей Казаков воздвиг этот летний храм в честь Покрова Богоматери. Храм оказался самым большим в Москве, превосходил по площади Успенский собор в Кремле.



Во время чумы 1771 года московские кладбища были вынесены за тогдашнюю черту города - Камер-Коллежский вал. Рядом с Рогожской заставой возникло старообрядческое кладбище, а затем и посёлок при ней. Через 20 лет у обитателей поселения возникло желание построить собственную церковь. Проект здания был заказан у Матвея Фёдоровича Казакова, по планам которого предполагалось возвести большую церковь в стиле классицизма. Было получено разрешение у московских властей, и в 1791 году состоялась закладка здания, однако далее возникли проблемы.

Старообрядцы Санкт-Петербурга также обратились с ходатайством о разрешении строительства ими церкви, чему воспротивился митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Строительство храма в столице он запретил, а по поводу церкви в Москве, для которой уже успели возвести стены, он обратился с ходатайством к императрице Екатерине II, в котором писал: "Начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор, чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа". После этого императрица приказала скорректировать проект храма - была ликвидирована алтарная апсида, уменьшен в размерах церковный шпиль, а вместо пятиглавого собора был построен одноглавый.



7 июля 1856 года по доносу митрополита Филарета алтари церквей на Рогожском кладбище были опечатаны. Распечатаны они были только в апреле 1905 года, и этот день до сих пор отмечается старообрядцами как праздник. В честь распечатания алтарей была построена колокольня во имя Воскресения Христова. В 80-х годах XIX века в здании некоторое время функционировала временная церковь Козьмы Солдатенкова. В 1929 году церковь предполагалось закрыть, однако это так и не было реализовано.



Здание в классическом стиле. Имеет три портала - западный (вход), южный и северный. Апсиды у церкви нет. В храме есть два придела: северный - Николы Чудотворца, южный - Сергия Радонежского. Внутри здания находилась большая коллекция икон древнего письма и церковных облачений. До восстановления в 1990-х годах храма Христа Спасителя Покровский собор был самым обширным из действующих московских храмов. В настоящее время Покровский собор охраняется государством, как объект культурного наследия федерального значения.

Внутренний вид храма производит огромное впечатление. Большое количество древних, дониконовских икон, второе по величине в Москве паникадило и т.д. - все это может сравниться с экспозицией крупнейших музеев. Среди икон, находящихся в Покровском соборе, особо выделяются икона с поясным изображением Параскевы Пятницы конца 14 - начала 15 вв., Спасителя с Предстоящими 15 в., Спасителя школы А. Рублева 15 в. Здесь же хранится Св. Плащаница - одна из драгоценных реликвий храма.

Фрагмент внутреннего убранства Покровского собора


Храм Рождества Христова на Рогожском кладбище. Зимний одноглавый храм во имя Рожества Христова, построен в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова в псевдоготическом стиле. Внутри собора было создано два самостоятельных придела во имя святых архангела Михаила и святителя Николы чудотворца. Храм был украшен росписями в древнем стиле. Здесь также находилась ценная коллекция древних икон. Во время нашествия наполеона в 1812 году храм ограбили французы, о чём и сегодня свидетельствуют иконы со следами сабельных ударов. 7 июля 1856 г. правительство запечатало алтари Покровского и Рождественского соборов. Они были распечатаны лишь через 50 лет. До революции Храм Рожества Христова являлся традиционным местом проведения Освященных Соборов Православной Старообрядческой Церкви.



В 1929 году храм был отобран советской властью. Вскоре после этого были разрушены купол здания и ротонда. В 1995 году храм был возвращен Русской Православной Старообрядческой Церкви. Храм был восстановлен в 2008 г. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров.

24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов. Внутри храма удалось восстановить только четыре фрагмента настенной росписи, на которых изображены святые евангелисты. Иконостас храма пока не восстановлен, иконы из него в основном сохранены и находятся в иконохранилище и с обратной стороны иконостаса Покровского собора.



Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище. В Москве на Рогожском возвышается колокольня, возведённая в 1910 году по проекту архитектора Ф. Ф. Горностаева в память о распечатании алтарей Рогожских храмов. Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле. Самый большой из её колоколов был весом в тысячу пудов. Фасад колокольни украшен изображениями райских птиц.




В колокольне был освящен небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы. На втором ярусе было устроено книгохранилище. В 1933 году храм-колокольня был закрыт. Уникальные книги и рукописи были переданы в ленинскую библиотеку, а колокола сняты и большинство их отправлено на переплавку. Здание колокольни использовалось под склад. В войну власти приняли решение взорвать колокольню, чтобы она не стала ориентиром для немецкой артиллерии. Была заложена взрывчатка, прогремел взрыв, но колокольня устояла. Только возникла трещина от низа до самого верха, которая местами заметна и сегодня.




После войны колокольня была передана Архиепископии. Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка, храм освятили в честь Успения Пресвятыя Богородицы. В 1990 году на колокольню был возвращен огромный колокол.

Храм Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. В 1771 году возле Рогожского кладбища была построена деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца. В 1775 г. на этом месте московские купцы-старообрядцы возвели храм. Он, также как и часовня, стоящая на его месте, был освящен во имя святителя Николы. В 1854 году храм был отнят у старообрядцев и переосвящён в единоверческую церковь. Первоначально храм был построен в стиле классицизма. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан в псевдорусском стиле. Перестройка осуществлялась в 1863-1866 годах по проекту архитектора В. Н. Карнеева. Заново была построена трёхъярусная колокольня с шатровыми завершениями и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества из XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. Ввиду того, что храм был освящен единоверцами, он стал официально называться Николо-единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.



В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, которая сейчас снесена. В 1988 году храм был целиком передан Русской Православной Церкви.

Все фотографии - авторские.

Более полно погрузиться в историю Рогожской слободы можно на сайте Русской старообрядческой православной церкви.

Рогожская слобода, Россия, russia, Москва, moscow, фото

Previous post Next post
Up