* Интервью у Натали (
nnata777) взял Сергей Андрейчук (
s_andreychuk)
Дорогие друзья! ))
Продолжая рубрику "Диалоги", я хочу представить вам интересного фотографа из Одессы:
НАТАЛЬЮ КАРПЕНКО
https://www.facebook.com/nkarpushahttps://www.instagram.com/gamayun_nnata/nnata777 (Интервью было взято в октябре 2014 года.
Фотографии периода с 2013 по 2016 год.
Во многих ответах присутствуют дополнения, актуальные для середины лета 2016 года.)
Анри Картье-Брессон: "Я верю, что человек думающий, познав себя, одновременно открывает для себя окружающий его мир, который может его менять, и на который он сам может оказать влияние. Между внутренним миром человека и миром внешним должно быть равновесие. В результате постоянного влияния друг на друга, два этих мира сольются в один. И именно этот, единый мир стоит раскрывать (на фотографии)".
Сергей Андрейчук: Наталья, я приветствую вас в своей рубрике "Диалоги"... И, прежде чем мы начнём наше интервью, я хотел бы вас попросить рассказать немного о себе и о том как вы пришли в фотографию...
Наталья Карпенко: Здравствуйте, Сергей!
Какой замечательной фразой Анри Картье-Брессона Вы начали интервью! Про влияние двух миров друг на друга и равновесие.
Итак, о себе.
Фотографирую я чуть более двух лет. Наивно начну с того, что как только у меня появился фотоаппарат, я сразу стала фотографом ) Я так думала. Раньше.
Сейчас все больше удивляюсь, когда слышу, что про меня так говорят.
Лет пять-десять назад я фотографировала на пленочную мыльницу своих друзей, и все говорили, что у меня получается лучше, чем у всех наших знакомых. А я просто старалась, чтобы в кадре не было обрезанных рук, ног, чтобы человек весь был в кадре, и т.д.. Сейчас я с радостью все это нарушаю.
Потом, около двух лет, я просидела в интернете, рассматривая чужие фото и мне даже мысли не приходило о том, что я тоже когда-то так смогу.
Постепенно я стала замечать, что те фотографии, которые мне нравились полгода назад, уже не нравятся, а нравятся какие-то другие. Через время и эти другие уже надоедали. И мозг и сердце требовали чего-то дальше еще.
Были и такие фото, которые вызывали резкое отторжение и ужас. Я вообще не могла на них смотреть. Сейчас именно на такие я и обращаю внимание.
Потом мне попались портреты Сергея Сараханова
http://www.sarakhanov.comИ я влюбилась в людей на его фото.
Через какое-то время мне тоже так захотелось. И я начала фотографировать на мобильный телефон своих близких. Мыльницу пленочную я забросила, т.к. хотелось сразу видеть результат съемки.
Все вокруг спрашивали, а почему ты не купишь себе фотоаппарат? А мне это как-то даже в голову не приходило. Спрашивать стали очень часто, и передо мною во внутреннем моем горизонте открылись "большие перспективы" )) Полгода я пыталась понять, что мне нужно, какой фотоаппарат, объектив, сумочку к фотоаппарату ) без сумочки никак, да.
В общем настал день "X". Торжественно был куплен фотоаппарат, с сумочкой, естественно. И после покупки две недели он пролежал неразобранным ) Потому как было очень сложно все и непонятно в нем. Сподвигнул меня его начать изучать скорый приезд Сараханова в Одессу со своим мастер-классом. Я очень быстро записалась на фото-курсы, чтобы меня научили что нажимать и что крутить, потому что упустить мастер-класс фотографа-кумира я не могла.
Прошло еще где-то полгода. Фотографировала почему-то я по-прежнему мало.
Настало 2 января 2013 года. Был вечер. Было много энергии. А деть в этот вечер ее было некуда. И было при этом очень благостное настроение.
И вдруг мне попадается в интернете фотосообщество 30 дней фотоприключений (
30_day_photo)
Условия очень простые. Нужно сделать в месяц 30 фотографий. Один день - одно фото. Каждый день - новая тема. Фотографировать и выкладывать фото нужно день-в-день.
Темы очень простые. Не обязательно каждый день. Можно пропускать.
И тут понеслось!
Почти каждый день я придумывала что сфотографировать на ту или иную тему. Было легко и сложно одновременно, а также очень увлекательно. Так как "что-нибудь" не сфотографируешь, хотелось не повторять идеи других участников.
Параллельно с "бегом" в 30 днях фотоприключений я стала делать в себе разные фотооткрытия.
_______________
Спустя полтора года после интервью:
На данный момент я могу сказать, что фотографирую осознанно три с половиной года.
По моим ощущениям, после интервью, постепенно в моих фотографиях появилась одномоментность, легкость и глубина одновременно.
И почти год назад, в августе месяце 2015 года, мне и еще моим двум фотоколлегам стало тесно в 30 днях фотоприключений, захотелось больше вдумчивости и глубины. И родилось прекрасное фотосообщество под названием Фотолаборатория
http://photolab-od.livejournal.com , где я и две мои коллеги являемся модераторами, а также участниками.
Я считаю, для того, чтобы научится фотографировать, а потом выражать себя и свое мироощущение через визуальный язык, нужна дисциплина и вдумчивые фототренировки. Все это есть в Фотолаборатории. А также там есть игра, возможность заглянуть в себя через фотографию, получить разную обратную связь, позволить себе задуматься над какой-либо темой и дать себе время, чтобы ее воплотить.
В общем то, чем мы с коллегами и так занимались в жизни, мы перенесли в
http://photolab-od.livejournal.com. Но теперь уже не только для себя, а и для других желающих.
Соревнования с участниками и с самими собой прекратились - то что было в 30дневных приключениях, и началось более глубокое плаванье.
"Зрители"
С.А.: Наталия, вы сказали, что сделали в себе массу фотооткрытий... Предлагаю поподробнее остановиться на этом?.. Что это за открытия?... Как они повлияли на ваше дальнейшее творчество?..))
Н.К.: Я поняла, что можно сделать фотографию на абсолютно любую тему, и это фото все равно будет говорить обо мне. При условии, если не очень серьезно относится к своим внутренним рамкам. Можно прислушиваться к себе, разглядывать эти рамки, а потом чуть-чуть их нарушать. А потом еще чуть больше. А потом еще. Потому что потом оказывается, что рамки это были не мои, а чужие, где-то подсмотренные.
Когда настает такой момент, что выходишь за них, то думаешь: "вот это да! и так тоже можно?".
Это еще к вопросу о том: "как вы ТАК видите?"
Я, кстати, не считаю, что вижу как-то по особенному. Я может, более пристально приглядываюсь каждый раз все больше и больше.
Еще одно открытие. Например, одну и ту же тему можно сфотографировать по разному. В разном жанре. В зависимости от настроения, погоды, наличия иронии или грусти на данный момент.
У меня есть нелюбимые жанры. Это ретро, натюрморт, пейзаж.
Но, когда я туда "привношу себя", я влюбляюсь в эти фотографии.
Процесс фотооткрытий продолжается, он непрерывный. И он такой же интересный, как и наблюдение за миром вокруг себя с помощью камеры.
"Что-то лишнее"
С.А.: Наташа, интеллектуальное искусство и искусство чувственное… Что для вас важнее в фотографии: найти смысл или почувствовать линию, свет и цвет?..
Н.К.: Я нахожу свои смыслы в линиях, свете и цвете. Без них, думаю, фото невозможно.
_______________
Спустя полтора года:
В данный момент, как мне кажется, я умею "делать" в фотографии линии-свет-цвет. И на основе этого я пытаюсь выразить свое ощущение от увиденного или ощущение от переживаемого внутри.
С.А.: Наталья, вы в одном из своих фотооткрытий сказали про рамки... Прежде чем задать вопрос хочу поделиться своим открытием...)) Когда отклонение от резкого кадра не значительное, то в сознании возникает некоторый дискомфорт, а если резкость завалена, то это уже концептуальная фотография...)) Также и с обрезкой рук и ног - если они обрезаны слегка, то это сразу бросается в глаза, но стоит их обрезать по нормальному, то сюжет приобретает новый смысл... Как вы пришли к тому, чтобы обрезать не только ноги персонажу, но и голову?..))
Н.К.: Сижу сейчас и судорожно вспоминаю, на какой фото у меня персонаж без головы )))
Прежде чем "выдать" результат - готовое фото, у меня, как правило, несколько вариантов его кадрирования. Бывает очень много вариантов. И вроде бы все хорошо, но чего-то не хватает.
Тогда от мучительной невозможности выбрать "один, но-тот-самый-самый-кадр", я иду на кардинальные меры. И голова уходит ))
Вот так и рождаются шедевры ))
Когда что-то хочется резать, надо резать. Обязательно ) Сразу смещается акцент.
И вот перед тобой лежат 7-8 вариантов кадров с разными обрезанными частями тела, ты на них смотришь, и постепенно сходишь с ума.
Обрезать то всегда легко. А вот потом выбрать, какой кадр пойдет в эфир, это самое сложное.
"Зигзаг"
С.А.: Современная фотография… В настоящее время фотография кардинально претерпела изменения по своей форме… Скажите, пожалуйста, чтО остаётся неизменным в фотографии и чтО позволяет её называть фотографией?..
Н.К.: Думаю, когда на фотографию смотришь больше 10 секунд, а потом вспоминаешь ее, и потом опять возвращаешься к ней, чтобы посмотреть - думаю это и есть неизменное. Обычно ведь как, глянул мельком, и дальше по страницам инернета.
_______________
Спустя полтора года:
На данный момент, я думаю, что неизменным в фотографии является Идея. И жизненность.
Не всегда у меня это получается, но мне нравится к этому стремиться.
Когда вижу это у других авторов, то возле таких работ я задерживаюсь надолго.
"Скрытые мотивы"
С.А.: Наташа, а как рождаются сюжеты ваших работ?.. Во время съёмки вы придерживаетесь какой-нибудь темы или всё происходит спонтанно и сюжеты рождаются под влиянием чувств и интуиции?..
Н.К.: Если это съемка тематическая, то все равно в ней рождается что-то уникальное для меня. Очень редко, когда у меня получается кадр, который я перед этим видела в голове.
А если я иду по улице, и вдруг вижу красивый свет, цвет, какие-то линии и так далее, то я не думаю о сюжете, я просто фотографирую то, к чему меня тянет. И знаю, если это не сфотографирую, то не сделанный кадр будет меня мучить.
В обоих случаях, тематическая это съемка или нет, я отдаю волю моменту. И там и там присутствуют чувства и интуиция.
"Красный, желтый, зеленый"
С.А.: Критика… Зачастую непонимание приводит к отторжению, а отторжение практически всегда сопровождается критикой… Как вы относитесь к критике в отношении ваших работ?..
Н.К.: Я всегда прислушиваюсь к критике тех фотографов, чьи работы мне близки.
_______________
Спустя полтора года: Самое главное, это почувствовать и довериться прежде всего своему внутреннему чутью о том, какой должен быть кадр в данный момент. Это неважно, что спустя полгода на тот же кадр взгляд может кардинально измениться. Это и хорошо, что он меняется. Значит есть движение и рост. И нет бесцельных нажиманий на кнопку затвора )
С.А.: Наташа, у вас есть работы в цвете, а есть чёрно-белые... Что является для вас определяющим в вопросе выбора окончательного цветового варианта постобработки вашей работы?..
Н.К.: Сейчас я чаще выбираю цвет. Хотя также люблю ч/б. Меня притягивает цвет, когда я его вижу. И мне жаль его потом переводить в ч/б. Перевожу в том случае, когда форма есть, а по цветам не дотягивает до какого-то более точного внутреннего ощущения.
"Красный стул"
С.А.: Наташа, мы с вами выше затронули вопрос про искусство интеллектуальное и искусство чувственное... Скажите, есть ли вообще необходимость давать названия работам, в которых восприятие построено на чувствах?..)) Можно ли сказать, что название работы - это маячок для разума, а цвет, свет и форма - это маячок для чувств?..
Н.К.: Может быть и наоборот, когда название работы - маяк для чувств, а цвет, свет и форма - маяк для разума :)
Я не разделяю чувства и мысли.
Наивысшее проявление идеи (мысль) вызывает наивысшую точку чувств.
Названия не нужно давать. Пусть приходят сами. Как последняя завершающая точка.
Есть фото у меня и без названий. Это значит точки нет. Там тогда троеточие.
"Рождение"
С.А.: Эмоциональная фотография и фотография эмоций… Наташа, что на ваш взгляд важнее: показать эмоцию зрителю или вызвать её у зрителя?..
Н.К.: Я люблю оба эти момента совмещать. И показать эмоцию, и вызвать ее у зрителя. Что из всего этого важнее, не знаю. Важно, думаю, идти вслед за собой и тогда это считается на твоих фотографиях.
С.А.: Наташа, коль вы заговорили про свои работы, которые распечатываете в большом размере, то хотел спросить у вас: приходилось ли выставлять свои работы на выставках?..)) Какие впечатления у вас от таких мероприятий?..))
Н.К.: Я пока участвовала всего в двух городских выставках (г.Одесса, Украина): конкурс «Снимок года-2013» и Второй Национальный Фотосалон «Город у моря» 2014.
Никаких призовых мест я тоже пока не заняла :)
Впечатления очень приятные. Одно дело, когда видишь свою фотоработу в интернете, и совсем другое, когда видишь ее в большом зале, в рамочке под стеклом :) Выглядит все очень серьезно и торжественно :)
А еще приятно то, что мои фото нравятся не только мне, а еще кому-то, что их отобрали для экспозиции выставки.
_______________
Спустя полтора года:
Я считаю, что распечатывать свои любимые фотографии в большом размере нужно обязательно. А также делать из них фотокниги, проекты, выставки.
На сегодняшний момент у меня уже больше, чем участие в двух фотовыставках. Сколько их было, не смогу сказать. Но с момента этого интервью меня не раз отмечало и награждало жюри на разных фотоконкурсах или фотофестивалях. Это всегда приятно, что работа сделанная для конкурса или награждается, или выбирается для участия в экспозиции.
Также была проведена совместная фотовыставка в марте 2016 года под названием "Внутренний мир: 3D"
http://nnata777.livejournal.com/tag/Внутренний%20мир%203D Что для меня участие в фотовыставке? Это возможность подвести какой-то итог или этап. Или показать на каком пути я сейчас нахожусь.
Для меня очень здорово, когда это кому-то вдруг оказывается близко. Тогда я понимаю, что внутренние точки меня и зрителя соприкоснулись.
С.А.: Многим фотографам рано или поздно приходится делать для себя выбор: оставаться фотолюбителем или сделать фотографию источником своего дохода… Вы для себя такой выбор сделали?..
Н.К.: Вряд ли фотография будет у меня источником дохода. Хотя, кто знает :)
Так как создавать фотографию и продавать фотографию - это для меня два разных вида деятельности.
С.А.: Наташа, кого из фотографов вы можете назвать своими учителями, помимо Сергея Сараханова, о котором вы упоминали выше?.. Можете ли вы назвать современных фотографов, которые оказывают благотворное влияние на ваше творчество? Чьё творчество вдохновляет вас на новые поиски?..
Н.К.: Меня постоянно что-то или кто-то вдохновляет или удивляет.
Последний фотограф, который меня удивил, это предыдущий Ваш собеседник Николай Семенов
https://www.facebook.com/nikolay.semyonov.9?fref=tsЯ поражена творчеством Алексея Меньщикова (Алексей Бедный)
http://www.photosight.ru/users/118225/ Дальше буду просто перечислять:
Gabi Ben Avraham
https://www.facebook.com/Gabibabest/photos_allГия Джибладзе
https://www.facebook.com/giya.djibladze/photosСергей Максимишин
http://pavel-kosenko.livejournal.com/527024.htmlВладимир Аносов
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004927268891&sk=photosНина Ай-Артян
https://www.facebook.com/nina.aiartyan/photos_allВиктория Ильина
https://vk.com/ilinavicktoria?z=albums8725585Екатерина Григорьева
https://vk.com/nemoetnihil?z=albums1709422Svetlana Korolyova
http://photographers.ua/SvetlanaKorolyova/ Не знаю, могу ли их назвать своими "учителями", но в их мир, который они передают на фотографии, я с удовольствием погружаюсь.
"Игра в шахматы"
С.А.: Наташа, сталкивались ли вы с проблемой повторения сюжетов, форм?..
Н.К.: Я постоянно повторяю один сюжет: фигура человека в каком-то пространстве:
http://fotokto.ru/id134563/photo?album=45881Я это заметила где-то полгода назад.
Не думаю, что это проблема. Наверное, пока не наполнюсь этим сюжетом, не перестану его повторять.
_______________
Спустя полтора года:
Сейчас мне сложно сказать что я в данный момент больше всего повторяю. Наверное, это фрагменты чего-то или кого-то, а также многоплановость в кадре.
На данный момент эти приемы в фотографии помогают мне воплощать некоторые мои чувства и проекты.
Также часто стали сниматься автопортреты.
"Лето внутри". Автопортрет.
С.А.: Решающий момент по Брессону… Существует ли он вообще в фотографии или это попытка разложить удачный кадр на составляющие и описать его логическими формулами?.. Как реализовано свойство удачного кадра в чувственной фотографии?.. Или может быть решающий момент здесь в большей степени реализован и усилен постобработкой?..
Н.К.: Ну почему не существует, существует!) Когда удалось попасть "в него", то об этом сразу же знаешь. По усилившемуся количеству адреналина в крови.
И второй вариант.
Когда после отснятого материала сравниваешь похожие кадры друг с другом, чтобы выбрать "тот-самый-решающий-момент", то да, можно "сделать" искусственным путем "решающий момент", применяя постобработку. И чем чаще это делаешь, тем быстрее и легче случаются "решающие моменты" непосредственно в процессе съемки. Потому что уже знаешь, предугадываешь.
"Как реализовано свойство удачного кадра в чувственной фотографии?.. "
Вот не знаю. А что такое чувственная фотография? Которая вызывает чувства? Или которая передает чувства?
А если чувств не вызывает, то это не чувственная фотография? И фотография ли это вообще тогда?