Вот не оставляет меня эта тема, не дает она мне покоя. Казалось бы, ну что же непонятного может быть в критериях, по которым необходимо (и возможно) оценивать степень удачности студийного портрета. А вот мне кажется, что это как раз те самые три сосны, в которых очень многие очень часто заблуждаются. Вот представьте себе, что я - студийный фотограф. И снимаю портреты. Понимаю, что сложно, что непросто, что это абсурд - но хотя бы на секунду напрягите воображение, вы же творческие люди! представили? А теперь вопрос - что мне делать, если на съемку пришла некрасивая модель? Вот взяла и пришла? Нос у нее длинный, одно плечо выше другого, зубы не идеальные и вообще нижняя челюсть тяжелая. А уж при ее некоторой худобе это совсем-совсем ярко заметно… Уууужас… ЧТО СНИМАТЬ?! Или еще вариант - пришла на съемку девочка. Руки-ножки-спичечки, и единственное желание, которое она во мне как в мужчине вызывает, это срочно накормить, пока не грохнулась в обморок. А в глаза - пустотаааа… А вокруг мейка на 500 у.е… Ну а в глазах - сериалы плещутся и мечты о красивой жизни. Бог мой, что же делать-то в такой ситуации? ЧТО СНИМАТЬ?! Обе ситуации вполне реальны - только не для одного фотографа. Первая ситууция катастрофична для фотографа-красотунщика, а вторая - для фотографа-харктерунчика.
Кто это такие? Ой, ну как же! Фотограф-красотунщик - это такой персонаж, для которого в кадре саоме главное - эстетика и дизайн. То есть все должно быть красиво. Человек исходно должен быть фотогеничный (т.е. создавать в кадре приятную для глаза телу и мойду), мейк должен быть идеальный, одежда - в стиль, свет - в стиль, поза - изящная. В общем, этакая должна получиться картинка из диснеевского мультика как бы, из романтической сцены, только не нарисованная, а снятая-и-отфотошопленная. То есть сон, призрачная хрустальная мечта, идеал, который в жизни-то невозможен. Если это получилось - то кадр состоялся. А если нет - то, как сейчас принято говорить, ф топку! Будет ли такой фотограф снимать случайного человека с улицы? Да нет, конечно, вы что. Как он прореагирует на нефотогеничного человека в студии? - Да, **ядь, куда она с такой мордой в студию приперлась, крокодила страшная? Куда она лезет, она что, вообще про себя ничего не понимает? Как закончит свои дни такой фотограф - если он талантлив, упорен, трудолюбив и вынослив? Великим фешн-фотографом, с мировой славой, парой десятков обложек вога в портфолио, пучком крупных рекламных кампаний известных марок и приличными деньгами. И он войдет в историю фотографии. Может быть. Вряд ли. Но может быть... Но останутся ли от него какие-нибудь портреты, расскажет ли он что-нибудь о людях своего времени, об их жизни, интересах, душе, о той правде, в которую они - и он сам - верили? Конечно нет. Потому что ему это с самого начала было неинтересно. Хорош ли такой путь для фотографа? Конечно да - это счастье творческой самореализации и огромный пласт богатейшей в визуальном смысле фотографии, которая может многое рассказать о моде своего времени.
А что же тогда снимает фотограф-характерунчик? Его ведь тоже интересуют люди. Только он смотрит не не то, как они выглядят, он смотрит в каком-то смысле глубже, отметая поверхностное - или используя его как мост, по которому можно добраться до внутреннего. Фешн-фотограф всегда снимает одно и то же - он говорит нам "смотри, каким красивым-сексуальным-трендовым можно быть, если купить у…, покраситься в…, причесаться у…, смотри - ты будешь выглядеть как сказка!" Это все, что говорит нам фешн - и не более. В случае же портрета более склонного к психологии, фотограф нам ничего не обещает, он не Сирена, он не заманивает сладостью возможности - он просто знакомит нас с человеком. "Вот так я вижу своего героя" говорит нам фотограф-характерунчик. Посмотри на него, мой зритель, какой он смешной! Посмотри, какая у него была бурная жизнь! Посмотри, как эта девочка хочет состояться в жизни за счет чьих-то денег! Посмотри, а вот эта - хочет пробиться сама и не хочет ложиться ни под кого ради красивой жизни. Не обращай особого внимания на то, насколько они близки или далеки от мечты, которую тебе навязала реклама, не рассматривай их как ангелов - они не ангелы, они живые люди. И вот как я их вижу. И, если в результате съемки получается герой такой же живой, выпуклый, терпкий, настоящий - как герои рассказов Антоши Чехонте, О'Генри или Хэмингуэя - то это прекрасная съемка. И то, что человек на ней не похож на унисекс-ангела, никак, никак не влияет на ее качество и состоятельность как произведения искусства. Будет ли такой фотограф когда-нибудь снимать для глянцевого журнала? Конечно нет! Кто его туда возьмет и кто его туда пустит? Он же разрушает мечты, он - будильник, который не дает видеть сны об идеалах, он… он… он гад, который не дает продавать! :) Да, это правда. Что останется от такого фотографа? Если он талантлив, упорен, трудолюбив и вынослив, он издаст несколько книг (может быть - десяток, не больше), проведет несколько выставок и - при большом таланте и удачном маркетинге - войдет в историю фоторгафии. И он еще чуть-чуть, еще на миллиметр приоткроет занавес над тайной, имя которой - человек.
Можно ли перейти из одной категории в другую? Волевым усилием - нет. То есть я не знаю таких примеров. Это вопрос восприятия реальности, а не намерений или решений. С годами - да, такой переход может случиться, если вы поменяете свое отношение к жизни, вы можете начать видеть портрет по-другому. Но вот чтобы одномоментно, раз-и-все… нет. :)
И еще: как всегда, это не описание бинарной шкалы. Это не электричество, где либо ты электрон, либо позитрон. Либо плюс, либо минус. Это концы шкалы, точка замерзания и точка кипения, а между ними - огромный простор промежуточных состояний, каждое из которых имеет право на жизнь. Только не надо их сравнивать - что лучше, а что хуже. Они равноправны. И не надо пытаться оценивать все картинки одинаково - они просто разные, о разном и на разных языках. Хотя, конечно, все равно все, что мы снимаем, мы снимаем о людях и для людей. А для кого же еще? Мы же сами - тоже люди. :) Хотя бы иногда.