Можно ли адекватно передать прелесть литературного произведения киноязыком? На эту тему было сломано немало копий. Фанаты книги, как правило, недовольны тем, что режиссер слишком вольно обошелся с буквой текста. Менее начитанные зрители зачастую не могут понять, чем вообще был интересен сценарий. Дело тем щепетильнее, если книга - общепризнанный шедевр.
История кино благополучно забыла множество экранизаций-провалов. Однако успешные адаптации отнюдь не на слуху (если не считать "Властелина колец", "Ночной дозор" и прочих). Специалисты "Фонотеки" отобрали пять самых удачных книжных визуализаций, основываясь на личном опыте и отзывах киноманов. Тексты, взятые режиссерами - мировая классика XX-XXI веков. В большинстве случаев писатель сам писал сценарий для фильма либо был соавтором.
1. "Бойня номер пять"
(США, 1972, реж. Джордж Рой Хилл)
Книга: Курт Воннегут, "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" (1969)
Единственная экранизация, на которую согласился Воннегут. Сюжет нелинеен: главный герой Билли Пилигрим в момент накала эмоций самопроизвольно хронотелепортируется, оказываясь то под бомбежкой Дрездена во Второй мировой, то в кадиллаке, разъезжающему по негритянскому гетто, то и вовсе на далекой планете Тральфамадор. События в фильме описываются с точки зрения из четвертого измерения: по словам Билли, в какой-то момент он "отключился от времени", увидел свои рождение и смерть, и теперь все время передвигается между этими двумя точками.
Любопытно, что такое устройство сюжета повторяют три недавних (и тоже очень хороших) фильма: "Загадочная история Бенджамина Баттона", "Фонтан" и "Господин Никто".
Победитель Каннского фестиваля 1972 года.
Цитата: "Я скажу тральфамадорианское приветствие: Привет. Пока. Привет. Пока. Навечно связаны, навечно объяты. Привет. Пока".
2. "Женщина в песках"
(Япония, 1964, реж. Хироси Тэсигихара)
Книга: Кобо Абэ, "Женщина в песках" (1962)
Картина вышла в американский прокат под слоганом «Haunting. Erotic. Unforgettable.» и имела однозначный успех: американские критики единодушно объявили ее классическим психологическим триллером, не заметив отчетливого кафкианского душка. Герой Ники, энтомолог-интроверт, тихо изучал инсектов японского побережья, пока не остался ночевать в хижине с одинокой женщиной на дне песочной ямы. На утро он обнаруживает, что лестницу наверх убрали. Ники оказывается в положении не муравьиного льва, а просто - муравья, потихоньку погружаясь в зыбучий песок самотчуждения.
Экзистенциальная черно-белая классика с безупречным кадром, подходит для многократного просмотра. Первая часть трилогии о потере идентичности, снятой Хироси Тэсигахара по романам Кобо Абэ («Женщина в песках» - «Чужое лицо» - «Сожжённая карта»)
Две номинации на "Оскар", специальный приз Каннского жюри (1962)
Цитата: "Ты копаешь, чтобы спастись, или спасаешься, чтобы копать?"
3. "Свет вокруг"
(США, 2005, реж. Лив Шрайбер)
Книга: Джонатан Сафран Фойер, "Полная иллюминация" (2002).
Молодой бруклинец Фойер быстро вошел в высший писательский эшелон, взяв на перо непростые темы: Холокост ("Полная иллюминация") и 11 сентября ("Жутко громко и запредельно близко"), и написав на этой канве блестящие истории. Права на экранизацию "Жутко громко" купила компания "Уорнер Бразерс", "Иллюминацию" же отхватил новичок в режиссуре Лив Шрайбер (успешный голливудский актер: "Кейт и Лео", "Люди Икс", "Омен", "Крик"), - и не зря.
Получился теплый и трогательный фильм: первую половину зрители, как правило, смеются, вторую - плачут. Сюжет автобиографичен для Фоера: юный американец еврейского происхождения (Элайджа Вуд, единственный профессиональный актер в фильме) едет в украинскую глубинку. Его цель - отыскать женщину, которая спасла его дедушку во времена Второй мировой. Следует отметить, что "Свет вокруг" (в другом варианте - "И всё осветилось") - весьма близкий и понятный русскому зрителю фильм. В разухабистой роли Алекса - Евгений Гудзь в трениках из Gogol Bordello, саундтреком звучит "Ленинград".
Награда Венецианского кинофестиваля 2005 года.
Цитата:
- Ты часто занимался сексом со своей девушкой в Америке?
- Не очень.
- Что значит - не очень?
- Ну, я не священник, но и не Джон Холмс (порноактер).
- О, я слышал про этого Джона Холмса. У него огромный член.
- Да.
- Каждый на Украине имеет такой.
- Даже женщины?
- Это ты пошутил, что ли?
- Ага.
4. "Степной волк"
(США, Франция, Великобритания,Италия, Швейцария, 1974, реж. Фред Хайнс)
Книга: Герман Гессе, "Степной волк" (1927).
Бессмертная классика о внутренней борьбе мещанина со сверхчеловеком была экранизирована с помпой: в съемках принимал участие Сальвадор Дали, главную роль сыграл Макс фон Зюдов, а визуальный ряд обеспечивался новейшими на тот момент достижениями в анимации и спецэффектах. Сейчас они смотрятся комично, однако мощный лизергиновый дух картины становится от этого только актуальней.
Проект изначально был спорным: Гессе крайне сложно экранизировать, впрочем режиссер Хайнс в свое время брался и за более зубодробительный материал - джойсовский "Улисс". Знатоки Гессе могут спорить, достоверно ли переданы магические строки нобелевского лауреата, но то, что сценарий очень близок к тексту - факт. Многим будет непросто воспринять абсурдистскую мутноватую атмосферу и медлительное развитие сюжета, однако эффектная концовка оправдает все ожидания. Бесспорно культовое, интеллектуальное кино.
Цитата: "Существует свет внутри. Нужно только выйти из собственной тени, чтобы увидеть его".
5. "Дом на краю света"
(США, 2004, реж. Майкл Мейер)
Книга: Майкл Каннигем, "Дом на краю света" (1990)
Мастеру-прозаику, пулитцеровскому лауреату Каннигему очень повезло с экранизацией его новеллы "Часы", которая получила все мыслимые награды. Может быть, поэтому последующий "Дом на краю света" остался в тени и провалился в прокате. Между тем, Колин Фаррел, лишь узнав о проекте, минуя всех агентов прорывался на пробы, чтобы получить главную роль.
Фильм достаточно известен в нише гей-муви, однако это лишь одна из сюжетных линий, вообще это фильм о главных вещах в жизни каждого.В картине тщательно передан психологизм запутанных отношений героев - беспечной нью-йоркской молодежи эпохи до-СПИДа. Хорош и трогательный Бобби (Фаррел), убегающий от одиочества всеми способами, и рыжая оторва Клэр (Робин Райт-Пенн). Особо стоит отметить роскошный саундтрек с Джонни Кэшем.
Цитата:
- Что ты можешь сделать для меня?
- Что угодно.
- Обними меня. Просто обними.
- Окей.
- Сильнее. Не будь нежным, сожми меня крепче. Еще сильнее! Чтобы ребра трещали!
Приятного просмотра. Hallo. Farewell.