Для памяти.Забудьте, чему вас учили: что не так со школьными предметами
Почему школьный учебник русского языка - это кошмар языковеда, каким должен быть хороший учитель истории и почему ботанику не должны изучать в шестом классе
1 SEPTEMBER 2019
Среднее образование является предметом многочисленных дискуссий - от роли педагога в воспитательном процессе до содержания программ по отдельным дисциплинам. В рубрике «Точка зрения» мы собирали мнения ученых о преподавании разных предметов в школе - от традиционных химии и физики до русского языка и литературы. И вот о каких проблемах они рассказали.
Что не так с русским языком
Традиционное преподавание русского языка в школе в большей своей части выглядит как заучивание парадигм латыни: школьникам приходится вызубривать типы склонения имен, спряжения глаголов, исключения, сложные случаи. И хотя это необходимые знания, способствующие усвоению норм письма и устной речи в рамках современного русского литературного языка, школьники чаще всего не понимают, какие процессы привели к формированию этих норм.
Многое из того, что написано в учебниках русского, противоречиво, расплывчато и не соответствует современной науке о языке: в частности, классификация предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальные способы словообразования, типы сочинительной и подчинительной связи. Кроме того, учебники русского языка не учитывают диалекты: например, вологодские говоры окающие, а правописание безударных гласных объясняется с опорой на литературное аканье. Обилие такой теории не только дает искаженное представление о языке, но и попросту бессмысленно: чтобы грамотно писать, не нужно отличать сочинение от подчинения и управление от примыкания.
Наконец, безупречное владение орфографией и пунктуацией вовсе не гарантирует понимание текстов и умение их производить - школьники часто не понимают, что они только что прочитали. Поэтому важно найти баланс между заучиванием правил и теоретических основ (которые, разумеется, должны соответствовать современной науке о языке) и формированием навыков чтения, понимания, интерпретации и создания текстов.
Следовало бы уделять больше времени чтению и интерпретации самых разных текстов и их самостоятельному сочинению. Чем больше грамотных текстов читает человек, тем лучше запоминается и буквенный облик слов, поэтому обучение орфографии при этом не должно пострадать.
Что не так с физикой
В большинстве школьных курсов на ученика выливается широкий поток фактов, законов и правил, которые нужно выучить. Но при изучении конкретных физических законов практически не уделяется внимания их месту в общей картине мира. В итоге школьник овладевает набором инструментов для решения задач из задачника, но не понимает внутренней логики мироздания, в терминах которой многие из этих законов кажутся тривиальными.
Фундаментальная наука движется, развиваются новые технологии, объем знаний постепенно накапливается, а время, которое отводится школьникам на их усвоение, остается все тем же. Нужно производить перегруппировку: решать, насколько больше времени уделять новым знаниям, какую новую информацию вводить, чтобы школьники представляли, что происходит в мире науки. Хотя школьный курс физики призван скорее подготовить ученика к повседневной жизни, а не дать ему фундаментальные знания в этой научной области, современному человеку следует представлять, как устроены и работают современные приборы и какими проблемами занимаются ученые.
Что не так с математикой
Забудьте все, что вы учили в школе. Математика - это не только уравнения, но и творчество, самостоятельность, поиск красивых решений. Но школьники получают набор алгоритмов для решения определенных стандартизированных задач и не понимают, откуда берутся заученные ими формулы и в чем их смысл. Рано или поздно они будут использовать их неправильно.
Неоправданно много внимания уделяется оформлению решения. В первую очередь из решения должно быть понятно, каким образом был получен ответ, почему он такой, а не другой. Но в школе учат, что нужно обязательно написать слова «дано» и «ОДЗ», а иначе это будет ошибка.
Что не так с химией
Помните разочарование: вы ждали химию, чтобы проводить безумные опыты на уроках, а в итоге до 11-го класса писали формулы в тетрадках? Одной из главных проблем уроков химии является недостаток практики: лабораторные работы в старших классах часто не проводят из-за интенсивной подготовки к экзаменам. Кроме того, кабинеты во многих школах плохо оборудованы. Блоки теории, которым отводится большая часть времени, зачастую логически не связаны между собой и трудны для восприятия. Решая уравнения реакций, ученик часто не понимает не только их фундаментальных физико-химических основ, но и того, как они связаны с жизнью. Что происходит с картошкой во время жарки? Как работает антипригарное покрытие? Из чего сделаны окружающие его вещи и почему они обладают именно такими свойствами? Всего этого нет на уроках.
Что не так с литературой
Увидев летний список книг, вы задавались вопросом: кто выбирал произведения и почему вообще вы должны это читать? Эта проблема волнует не только школьников, но и самих учителей и составителей программы, которые расколоты на два лагеря. Один подход полагает целью литературы как учебной дисциплины формирование у школьника естественной потребности в чтении и творческой интерпретации прочитанного, а также формирование речевых компетенций - умений читать художественные тексты и создавать собственные тексты в различных жанрах. Для воплощения такого подхода требуется большая свобода педагога, который самостоятельно выбирает одну из нескольких предложенных ему примерных программ по литературе и на ее базе создает списки произведений для прочтения с учетом интересов учеников.
Другой подход, напротив, подразумевает создание единого учебника по литературе, задающего базовую концепцию литературной истории и приоритетные, «правильные» интерпретации ключевых произведений. В рамках этого подхода обязательный список художественных произведений для чтения и изучения в средней школе регламентируется сверху. Возможен ли компромисс между этими двумя моделями, пока неясно.
Популярна идея, что преподавание литературы в школе должно быть построено на воспитательной парадигме. Но между искусством и моралью существуют такие же сложные взаимоотношения, как между наукой и религией, поэтому сводить эстетическое к этическому невозможно.
Что не так с информатикой
Одни эксперты говорят о том, что школьники на уроках информатики должны писать небольшие учебные программы, другие - что они должны осваивать существующие программные системы, чтобы быть грамотными пользователями, третьи - что нужно рассказывать ученикам об устройстве современных информационных технологий, четвертые надеялись познакомить их с важными и полезными математическими задачами и понятиями, не входящими в традиционный курс математики. В итоге школьный курс информатики состоит из самых разных, слабо связанных друг с другом компонентов.
Что не так с биологией
Во-первых, в учебниках биологии много устаревших данных. Основа биологии - теория эволюции - преподается на уровне XIX века. Во-вторых, изучение биологии начинают с ботаники: кажется, что понять устройство и функционирование растений проще, чем устройство животных и человека. Но на практике ботаника оказывается слишком сложной для шестиклассников и отбивает у них интерес к биологии вообще. Как и во многих других предметах, в биологии факты преподаются в отрыве от теорий, в итоге дети не запоминают первых и не понимают вторых. И наконец, оснащение кабинетов в российских школах не позволяет проводить на уроках интересные эксперименты. А ведь с помощью специальных учебных наборов школьники могли бы сами выделять ДНК или трансформировать бактерии плазмидами с генами флюоресцентных белков. Но пока им приходится ждать университета.
Что не так с историей России
Мотивация ученика
Одна из главных проблем - отсутствие понимания, для чего нужно изучать историю. Как и в случае с другими предметами, изучение истории в школе часто сводится лишь к подготовке к ЕГЭ. В результате школьники без интереса зубрят даты и факты, не понимая, где им может пригодиться знание об Александре Невском или просвещенном абсолютизме. Сложность создает и то, что существует множество противоречащих друг другу интерпретаций одного и того же события. Эти интерпретации могут рождаться как в ходе идеологических манипуляций, так и в ходе естественного развития исторической науки. Преподносить этот спектр взглядов школьникам чрезвычайно тяжело. Существует идея составить единый учебник истории, в котором будет представлен комплекс обязательных для изучения фактов. Но в таком учебнике не будет места интерпретациям. И в этом случае очень многое, если не все, будет зависеть от учителя, роль личности которого в преподавании истории и так колоссальна.
Одна из главных задач учителя истории - увлечь школьника, а это требует умения живо и интересно преподносить материал. В зависимости от возраста и задач историю можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий. В любом случае история в пересказе учителя не должна быть сухим набором фактов - ведь это человеческая жизнь.