У меня такое чувство, что наша учебная программа как таковая
вызываетъ безпокойство у опредѣленной части публики. Интеллектуальная картина тутъ такова. Люди съ красной окраской, разсуждая объ образованіи, могутъ удерживать соціальную проблематику, но не въ состояніи заниматься собственно учебной. Конечно, и соціальную проблематику они понимаютъ криво, можетъ, лучше бы не видѣли вовсе, но она ихъ по крайней мѣрѣ волнуетъ. Ихъ аналитика - объ одномъ измѣреніи; моя - о двухъ. Не исключаю, что кто-то владѣетъ и третьимъ; если мнѣ его предъявятъ, былъ бы очень признателенъ. И обычно ихъ реакція (учитывая, что достроить измѣреніе въ своемъ міровоспріятіи - вообще совсѣмъ непросто) сводится къ слѣдующему. Вотъ онъ, жуликъ, все усложняетъ, выдумалъ, на самомъ дѣлѣ никакихъ учебныхъ предметовъ со своими задачами не существуетъ, а все сводится къ полезному и безполезному и для бѣлой кости или для черной*. Объяснить конкретно имъ, что они неправы, такъ же легко, какъ было бы внушить одномѣрному червяку, ползущему по прямой, что есть плоскость. Задачка непроста и по-своему интересна, но у меня есть другія, актуальнѣе и не проще.
Кстати: относительно коллегъ. Область классической филологіи много чище и выше средней по странѣ. Я ни разу не слышалъ, чтобъ кто-то изъ коллегъ былъ уличенъ въ коррупціи или хотя бы подозрѣвался въ оной; отъ диссертаціонныхъ скандаловъ мы далеки на уровнѣ хотя бы намековъ; мы разные и въ моральномъ, и въ научномъ отношеніи, но даже самая слабая квалификаціонная работа по классической филологіи для многихъ областей - недосягаемая бездна учености.
Еще важно подчеркнуть: польза - плохой маякъ для образованія (какъ и для науки). Образованіе какъ таковое - пріобрѣтеніе мудрости и добродѣтели. Одна изъ страшныхъ проблемъ образовательнаго вѣдомства РИ - тотъ фактъ, что новововлекаемые слои всегда превышали вѣсомъ потомственно образованные, а для младенчествующаго сознанія образованіе какъ разъ и есть то, что нужно для жизни (сейчасъ это точка зрѣнія почти повсемѣстная, сознаніе общества, властей просто и образовательныхъ властей въ этомъ младенчествѣ не расходятся). Мы - одно изъ весьма немногочисленныхъ зеренъ взрослости въ этомъ обществѣ.
_______________________________________________________________________________
* Потому ихъ и волнуетъ только грамотность. Реальныя училища, гимназіи, кадетскіе корпуса - нѣтъ, не слышали. Впрочемъ, выдающіеся успѣхи СССР въ области начальной грамотности оказываются обычными приписками.