Varia

Jul 29, 2017 15:21

1. Въ дополненіе къ прежнему. Кстати, пріѣхалъ на дачу, а это значитъ, что писать иногда могу, читать и отвѣчать - нѣтъ.
…Это на самомъ дѣлѣ весьма важно для школы.
Я полагаю, что талантъ - яаленіе до опредѣленной степени универсальное; по крайней мѣрѣ интеллектуальный. Разумѣется, до опредѣленной степени, и можно предположить, что его сила обратно пропорціональна универсальности; но и это предположеніе въ свою очередь не универсально - Микеланджело рѣдко, но встрѣчаются. И подтвержденіемъ сему (т. е. универсальности интеллектуальныхъ способностей) служитъ, на мой взглядъ, картина СССР. Мы видимъ непропорціональный расцвѣтъ математики и физики и практически полное отсутствіе жизни въ гуманитарныхъ наукахъ. По-видимому, внѣшній факторъ повлiялъ на это весьма сильно: въ нормальной обстановкѣ достиженія распредѣлились бы иначе, болѣе равномѣрно.
А слѣдуетъ изъ сего то, что разсужденія о склонностяхъ ребенка примѣнительно къ ошибочному выбору школьной вѣтви суть разсужденія въ пользу бѣдныхъ. Узкое направленіе таланта нужно разсматривать какъ случай исключительный, но ужъ совсѣмъ из ряда вонъ будетъ выходить ситуація, когда эти узкія способности еще и поздно обнаружатся. Релевантенъ не характеръ учебнаго заведенія - а только и единственно сложность программы.
Касательно критики классической гимназіи со стороны общества РИ я давно пришелъ къ выводу, что она мотивировалась не негодностью данной системы и не тѣмъ, чтобы общество противопоставило такой гимназiи какой-то другой, съ нею несовмѣстимый педагогическій идеалъ, а тѣмъ, что въ гимназiи видѣли трамплинъ къ хлѣбной казенной службѣ и желали, чтобъ онъ былъ попроще. Не задумываясь, разумѣется, что конкурентный механизмъ былъ бы тѣмъ не ликвидированъ, а замѣненъ какимъ-то другимъ. Впрочемъ, о конфликтѣ ближайшаго и общаго интересовъ я когда-то уже писалъ, и отъ массы мѣщанскаго населенія, впервые затрагиваемаго образовательной системой, трудно было бы ожидать пониманія такихъ вещей - ихъ и сейчасъ не большинство понимаетъ. Потому можно ничего не бояться и выстраивать чистые типы: кто не справится, спрыгнетъ на болѣе простую траекторію, а это проще, чѣмъ на другую равносложную.
2. Достопочтенный Ивановъ-Петровъ спрашиваетъ о бѣдныхъ, а достопочтенный Лобоффъ - о среднемъ классѣ. Полагаю, что отвѣты должны исходить - особенно на второй вопросъ - от нашего взгляда на общество въ цѣломъ. И я боюсь, что имущественная дифференціація пойдетъ впереди всякой другой - общество культурно однородно: въ культурномъ отношеніи я бы предъявилъ для средняго класса не слишкомъ сложный цензъ - привычку чтенія для себя на любомъ иностранномъ языкѣ, это меньше, чѣмъ у самыхъ захолустныхъ уѣздныхъ барышень, но, боюсь, сюда пролѣзетъ нитка, а не корабельный канатъ. Относительно прочихъ прелестей - а какъ вы прикажете мнѣ увеличить горизонтъ планированія? Для этого нужно по крайней мѣрѣ покинуть РФ, для чего я слишкомъ старъ и лѣнивъ, а иначе ко всѣмъ этимъ умственнымъ продуктамъ реальность отнесется какъ къ паутинѣ. Дурной вкусъ? Иногда проѣзжаю мимо Москва-Сити, просыпаются дремлющіе артиллерійскіе инстинкты, и тутъ явно у какой-то стороны дурной вкусъ, но спрашиваютъ не о нихъ. Сословное сознаніе? такъ кто-то чувствуетъ себя новымъ дворяниномъ, кто-то не жилъ хорошо и не хочетъ, и положеніе относительно цѣнностей у нихъ разное, а цѣнности - однѣ. Опять-таки: подъ соціально-культурныя различія можетъ быть заложенъ фундаментъ въ видѣ необязательнаго и пестраго средняго образованія, но реально дѣленіе иное - на людей съ начальнымъ образованіемъ и на людей съ высшимъ спеціальнымъ образованіемъ безъ средняго. Въ первомъ случаѣ возможно фиктивное высшее.
Такъ что - отвѣчая на второй вопросъ - принадлежность къ среднему классу опредѣляется исключительно доходомъ. Какъ именно - не знаю, на сей счетъ есть разныя точки зрѣнія; равнымъ образомъ не знаю, отношусь ли я самъ къ среднему классу. На первый, - по-видимому, лица четко потому и не видно, что шкала цѣнностей общая - различно только (не безъ серьезнаго психологическаго шлейфа, разумѣется, феодальная гордыня не безъ брутальности съ одной стороны и весь комплексъ рессентимента съ другой, и по красотѣ одно другаго стоитъ) положеніе относительно этихъ цѣнностей.
3. За отчетный періодъ Бѣлочка никого не поймала.
4. …и если невозможно
Молчаніе хранить и жизнь вести безбложно,
Грѣхъ лицекнижія всѣхъ прочихъ намъ мерзѣй,
Хотя бы и совсѣмъ остаться безъ друзей.

ludus litterarius

Previous post Next post
Up