Вотъ задумался, что представляетъ изъ себя русскость.
Мнѣ кажется, что правъ salery и - въ рамкахъ единой христианской Европы - отличiя касаются тонкихъ стилистическихъ нюансовъ; такiя черты идеала, какъ уваженiе къ доблести врага и милость къ поверженному врагу, являются общими для всѣхъ европейскихъ нацiй. Мнѣ кажется, русскiй идеалъ наиболѣе точно описанъ Херасковымъ (фигура Мстиславскаго въ Россiадѣ):
Сей мужъ въ сраженïяхъ ни дерзокъ былъ ни злобенъ,
Но твердому кремню казался онъ подобенъ,
Который искръ ручьи въ то время издаетъ,
Когда желѣзомъ кто его поверхность бьетъ.
Попытаюсь описать эти нюансы:
Искусство - простота и классицизмъ преимущественно передъ пышностью и барокко (въ этомъ отношенiи я самъ отчасти - плохой русскiй).
Наука и познанiе - реальные вопросы преимущественно передъ отвлеченными теорiями (сильный математическiй и естественнонаучный духъ, слабый философскiй). Размашистость и неаккуратность (въ гуманитарной области - сильная исторiя, слабая филологiя).
Большая свобода и анархичность мысли сравнительно съ Западной Европой - при этомъ мысль ширяется въ безвоздушномъ пространствѣ и, будучи оторвана отъ дѣла, прiобрѣтаетъ оттѣнокъ безотвѣтственности.
Военное дѣло - сначала отбитiе натиска, потомъ рѣшительный ударъ (Петръ I - болѣе нацiональный полководецъ, чѣмъ Суворовъ).
Хозяйство - авральнаго типа (готовъ выложиться въ страдную пору, съ длительными перiодами упадка энергiи). Это исходный сельскохозяйственный архетипъ, а промышленный - такой: относительно низкiй заработокъ и дешевая жизнь, предметы роскоши ручной работы и конкурентоспособность массовой продукцiи для низшихъ слоевъ населенiя.
Общество… Здѣсь нужно описать характеръ религiозности, сексуальный развратъ и прочее, но я отъ этого воздержусь по самоцензурнымъ соображенiямъ; что касается способности выстраивать горизонтальныя связи, мнѣ кажется, она у русскихъ нормальная, но условiя для нея неблагопрiятны.