Американскiя и англiйскiя переводныя книжки, которыя я рецензирую для «Вопросовъ образованiя», ставятъ съ постоянной регулярностью вопросъ объ образованiи и демократiи.
Я въ принципѣ демократiю не люблю, въ образованiи - и того менѣе. Но для конкретнаго разговора нужно предварительно отвѣтить на вопросъ, который простымъ никакъ не представляется: какова временная дистанцiя между перемѣнами въ образованiи и ихъ общими (экономическими, культурными и пр.) слѣдствiями? Для этого нужно разсмотрѣть такiя ситуацiи. И если перемѣны идутъ волнами, при томъ что общество не успѣваетъ отреагировать на прежнюю волну и зафиксировать ея результаты, какъ идетъ новая, - наблюденiе становится предѣльно труднымъ. По-видимому, нужно посмотрѣть всѣхъ значимыхъ людей, разклассифицировать по типамъ образованiя и по культурному вкладу, а тогда уже дѣлать выводы. Мнѣ кажется, естественная дистанцiя - 40-50 лѣтъ (подъ конецъ своей жизни Россiя начинала пожинать плоды толстовскихъ реформъ).
Потому впечатлительные американцы, убоявшись спутника, должны были смотрѣть не на современное имъ образованiе СССР (кто учился тогда, выдали на-гора вполнѣ вторичный и уступающiй прототипу «Буранъ»), а на послѣднiя годы РИ.
Ликвидацiя традицiоннаго европейскаго образованiя подъ демократическимъ соусомъ началась, кажется, въ шестидесятыхъ годахъ прошлаго вѣка. Но шла она достаточно медленно и не очень послѣдовательно. Сейчасъ, кажется, это движенiе ускоряется. Пока еще въ Европѣ мы имѣемъ дѣло съ арьергардными сраженiями (ну, вотъ,
хотя бы во Францiи; нынѣшняя культурная ситуацiя связана не столько съ тѣмъ, что некультурныя массы увеличили свою долю, сколько съ тѣмъ, что онѣ обрѣли голосъ); объ итогахъ демократизацiи образованiя говорить пока еще рано.