Bohemicus гдѣ-то писалъ,
что нѣтъ необходимости въ рамкахъ реставрацiи въ точномъ воспроизведенiи имперскихъ институтовъ и реалiй, а надо угадать точку, куда они развились бы естественнымъ путемъ, и пытаться достигнуть ея. Съ соцiальными феноменами это, на мой взглядъ, вѣрно, но въ культурной области нуждается въ уточненiяхъ: весь европейскiй культурный процессъ послѣдняго столѣтiя представляетъ собой деградацiю, и нѣтъ основанiй ни полагать, что Россiйская Имперiя уклонилась бы отъ этой деградацiи (въ области образованiя это во всякомъ случаѣ не такъ), ни желать воспроизведенiя этой деградацiи сегодня. Я бы привѣтствовалъ индивидуальный подходъ: въ архитектурѣ (эта мысль уже высказывалась) лучше не мудрствовать лукаво и отталкиваться от модерна, онъ предпочтительнѣй классицизма, ибо удобнѣе для жизни, а въ поэзiи, на мой вкусъ, идеаломъ долженъ служить Золотой вѣкъ, а не Серебряный. При этомъ 1) жить лучше такъ, какъ будто бы СССР вовсе не было и 2) все эстетически и интеллектуально цѣнное, созданное на этой территорiи въ совѣтскiй перiодъ, заслуживаетъ бережнаго сохраненiя.
Такими соображенiями должна руководствоваться культурная политика возрожденной Россiи. И проводиться она должна рѣшительно и агрессивно (напр., тѣ вещи, которыя должны разсматриваться какъ проявленiе деградацiи, должны пресѣкаться желѣзной рукой въ бархатной перчаткѣ - съ реальной перспективой голодной смерти для художка-акцiониста и разоренiя для его мецената, съ рѣшительнымъ ударомъ по научной обслугѣ современнаго искусства - морить ее, впрочемъ, слѣдуетъ въ собственныхъ уѣздныхъ городахъ, а не въ Парижѣ, и букетъ предложенныхъ личныхъ непрiятностей долженъ быть впечатляющъ).
Но кому здѣсь нужна разумная культурная политика?
Добавлю еще, что мнѣ иногда доставляетъ садическое удовольствiе смотрѣть, какъ людей плющитъ и корежитъ отъ старой орѳографiи.