Дрожь / Dreszcze, 1981

Apr 18, 2018 14:45






Даже в странах Варшавского блока можно найти несколько параллельных вселенных. И это здорово. Расцветший в СССР жанр школьного кино имел свои проверенные, работающие ходы, любимых героев и повороты сюжета. Оказалось можно вообще по другому.
Недавно пересматривал "Доживем до понедельника" - прекрасный фильм, гениальный Тихонов играет мятущегося учителя истории - как начнет говорить, класс не дышит. В учительницу английского вообще весь класс влюблен. Школьники сочиняют стихи, рассуждают о смысле жизни. Потом почитал сценариста - пишет в его школьной карьере такой класс не встречался и вообще он бежал из школы при первой возможности. Мой личный опыт подтверждает. В каком-то смысле все наше школьное кино красивое вранье.






Тринадцатилетний Томек Жуковский из интеллигентной семьи, в квартире все стены книгами заставлены, увлекается филателией, ходит в обычную польскую школу. Интеллигентнейший учитель словесности декламирует запрещенных поэтов, потому что ученики поляки и должны знать. Но линейкой по рукам бьет от души. Как-то легко в нем уживается интеллигентность и физические наказания. Его меняет следующий учитель. Тот наизусть ничего не читает, зато подтянул строевую подготовку и выучил петь Бандьера Росса. Возит класс свеклу за город копать. Ни с кем Томек не дружит, никакой первой любви - слишком нежен и погружен в себя.
Пока к ним не пришли органы и отца не забрали в тюрьму. Томек решает отправиться в лагерь харцеров (польские скауты). И это было не как в "Сто дней после детства". Огромные сортиры без перегородок. Коллективный онанизм. Сочинения "Мой товарищ" - обучают стучать на соседа. Перлюстрация писем маме. По вечерам алкоголь и радио "Голос Европы". Ускоренные курсы взросления.




Что понравилось в фильме - мой любимый безоценочный подход. Никаких обвинений не звучит, только перечисление фактов. Выводы делай сам.
Разные персонажи на разных стадиях веры в коммунистические идеалы. Новообращенный в лагере Томек, готов карать беспощадно. Его наставница и тайная любовь - пионервожатая(?) - на словах строга, но стучать на своих учеников начальству, отправлять их родителей в тюрьму по результатам сочинений и анкет она не готова. Сомневается можно ли читать письма детей. Товарищи учили так надо, а она у Томека спрашивает - можно ли - видимо, как у представителя интеллигенции. Ее наставник коммунист (еще уровень выше) вообще старается не говорить ничего. После смерти Сталина началась оттепель, политзаключенных выпускают. Отец Томека, попавший в тюрьму, вышедший из тюрьмы (казалось бы, готовый диссидент) - ничего не говорит сыну. Может опасается опасные мысли вкладывать ему в голову или думает что все бесполезно. Даже когда тот хвастается, что провокаторов поймал в лагере.
Много ярких персонажей. Очень разных по происхождению, взглядам. Но за всеми фоном - они поляки, сейчас немного в оккупации и в эти игры играют вынужденно.
Снято хорошо. Крупные планы красивых людей - поляки редкостно красивая нация. Много снов в стиле Тарковского с водой - Томеку снится потоп.

Жизнь родителей, вообще взрослых всегда через щель, как подсматриваешь. Это хорошо придумано.



Учитель первый интеллигентный, колоритный.







Рефлекс всех учеников, отвечая, вытягивать руки вперед. Запуганный Томек и в жизни постоянно так руки вытягивает.





Новый учитель. Какие они все-таки поляки.





Чтобы дети не ходили в церковь по воскресениям, их гоняют на уборку свеклы. Туда и обратно строем с песней.
Avanti o popolo alla riscossa
Bandiera rossa, Bandiera rossa...






Жизнь в лагере. Форма у них странная. Лагерь в каком-то старинном особняке. Парадная лестница из резного дерева, лепнина везде.







Восхитительно наивные дети. Мой папа милиционер убежал от бандитов. Ему дали медаль. Какую? За храбрость.



Сортир в который герой три дня не мог сходить.



в рамках рулетки по Польскому кино у altereos - https://altereos.livejournal.com/263497.html

Польша, рулетка, 1981

Previous post Next post
Up