Земля дрожит / La terra trema, 1948

Jun 07, 2016 17:28




Конец сороковых, нищая Италия. Сицилийские рыбаки стонут под гнетом скупщиков рыбы, но рыбачить не бросают, не бросают родные хаты, не едут в Милан на заработки. Жалко их. Но можно ли доверять коммунисту Лукино Висконти? Тогда для него кино было как для пролетариата булыжник. А сицилийские рыбаки так живут уже не одну тысячу лет. Неужели раньше скупщики были щедрее. Или может доброе государство платило им пособия. Или это были тысячи лет страдания?
Давно хотел посмотреть "Земля дрожит". Фильм много упоминался еще в той, советской киноведческой литературе. Но торрентов в те времена не было. А сейчас поздно. Невыносимо два часа сорок минут смотреть на мучения рыбаков. Через полчаса ясно, ничем хорошим не кончится, но сидишь и смотришь как они корчатся в агонии. Был бы это поздний Висконти и роскошные женщины, антикварная мебель, богатые наряды скрасили просмотр. Здесь иногда встречаются удачные ракурсы, местами свет хорошо поставлен, в остальном авторы стараются быть ближе к народу и его незамысловатому быту. К народу, как его понимает Висконти (дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций). Конечно, граф приезжает в рыбацкую деревушку и ему кажется, что это ужас-ужас. А снимал бы кино рыбак и веселее бы вышло. Псевдонародность как она есть. И тема рыбачек недостаточно раскрыта. Но тут нам причина ясна) То ли дело Пьетро Джерми, сын домохозяйки и портье. Ему Сицилия кажется другой. В тех же облезлых домиках нищих сицилийцев он снимет бодрую комедию с великолепной Стефанией Сандрелли ("Соблазненная и покинутая").




Не люблю неореализм, потому что там все плохо. Что за такой реализм, когда все плохо? Я реализм себе по другому представляю. И непрофессиональных актеров не люблю. Хорошо, пусть в кино страдают, но хотя бы роскошные дивы.
В неореализме мне нравятся те фильмы, которые выходят за рамки течения. Вроде Riso amaro - полуобнаженные итальянки высаживают рис, а по вечерам танцуют твист. В главной роли девушка выдающихся форм (забейте в поисковик Riso amaro и сразу понятно почему его надо смотреть). Или "Долгая ночь 43 года" - там про страдание, но с красавицей в главной роли и сюжет далек от прямолинейности неореализма. "Кулаки в кармане" - про психопатологические завихрения издержавшихся аристократов. "Соблазненная и покинутая" - эротическая комедия. "Сальваторе Джулиано" заслуженно входит в список "100 гангстерских фильмов". А махровый неореализм я не люблю. Кино ведь про то что жизнь прекрасна.
Иногда что-то пробивается и в мой покрывшийся корочкой ум. Женщины, которые стоят на берегу и вглядываются в штормовое море. Сами рыбаки, уплывающие каждый день в неизвестность, в хтоничное и возвращающиеся оттуда с рыбами.

italian, 1948, Висконти

Previous post Next post
Up