Кандидатки на роль Джоконды

Jan 21, 2009 08:18

Споры о женщине (в наиболее смелых гипотезах - о мужчине), ставшей моделью для одной из наиболее известных картин, не утихают.
Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений.




1.Традиционная версия гласит о том, что на портрете изображена Лиза Герардини, жена богатого флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. Впервые сообщил об этом, кажется, Вазари, который вряд ли видел вживую сам портрет, но, возможно, был неплохо знаком с семьей Джокондо.
Говорят, что ныне живушие её родственники все очень похожи на Мону Лизу.
О Лизе Герардини мы знаем не так много. По крупицам исследователи собрали информацию и настроили гипотез. Примерно мы знаем о том, что родилась она приблизительно в 1479 году в семье Антонмария ди Нолдо Герардини и его третьей жены Лукреции дель Кация. У нее также было три младших брата и три младших сестры. В 1495 году Лиза вышла замуж за богатого торговца Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, для которого этот брак стал вторым. Она родила мужу пятерых детей и воспитала двоих оставшихся от первой жены. Умерла эта женщина 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет и была похоронена во Флоренции на кладбище монастыря Святой Урсулы, в котором она, пережив смерть супруга и будучи тяжело больной, провела последние годы жизни.
2.Катерина Сфорца (1463-1509) - незаконнорожденная дочь герцога Милана Галеаццо Мария Сфорца и некой Лукреции Ландриано, графиня Форли. Сводная сестра Джана Галеаццо, супруга Изабеллы Арагонской. «Тигрица Романьи» - женщина-легенда



Её отец, герцог Галеаццо Сфорца, был заколот в миланском кафедральном соборе; брат, молодой Джан Галеаццо, умер в Павии, замученный безжалостным дядей, известным Людовико Моро. Первый муж Катерины, Джироламо Риарио, погиб во время мятежа у неё на глазах, и бунтовщики выбросили его обнаженное мёртвое тело из окна её замка. Почти такая же судьба постигла Джакомо Фео, второго супруга Катерины, с которым она обвенчалась тайно, ибо он принадлежал к недостаточно знатному роду. Заговорщики зарезали его на глазах у жены, но просчитались, недооценив волю графини.

В ту же ночь, собрав слуг и сторонников, она приказала оцепить квартал, где жили убийцы, и не оставлять в живых ни мужчин, ни женщин, ни детей - никого, кто был связан с виновными узами хотя бы самого дальнего родства. Эту историю приводит Макиавелли. Графиня лично руководила карательной операцией. Не сходя с седла, наблюдала она за точным и доскональным исполнением своего повеления.
Эта мера оказалась действенной - третий муж Катерины, Пьерфранческо де Медичи, умер в 1498 г. естественной смертью
3.Изабелла д’Эсте - (18 мая 1474, Феррара - 13 февраля 1539) маркиза Мантуи, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, влиятельный политический и культурный деятель.
Изабелла д’Эсте - как известно по многочисленной корреспонденции из Мантуи - получила очень хорошее образование. Об этом позаботилась её мать, также имевшая прекрасное образование, игравшая на арфе, коллеционировавшая полотна известных живописцев и имевшая небольшую библиотеку. Изабелле и её братям и сестрам преподавали латынь и музыку, она великолепно играла на лютне и флейте а также обладала прекрасным голосом, греческую и римскую историю и классическую литературу. С особым интересом она изучала географические карты и занималась астрологией. Современники описывали её как красноречивую, высоко интеллигентную, очень начитанную, темпераментную, остроумную, с большой страстью игравшую в шахматы и карты. Она могла свободно говорить по латыни. Её описывали как необычайную красавицу, склонную, однако, как и её мать к полноте.

Позднее Изабелла стала страстной собирательницей римских скульптур и заказчицей современных скульптур в античном стиле. В возрасте 16 лет, 12 января 1490 года, её выдали замуж за Джанфранческо II Гонзаго, маркиза Мантуи. С мужем ее отношения складывались не очень хорошо, но детей она ему исправно рожала. При этом детей Изабелла любила избирательно. Поговаривали, что сыновей она любила больше всего на свете, потом шли её собаки и только потом дочери.
Изабелла Д’Эсте считалась одной из образованнейших женщин своего времени, собирательницей и покровительницей искусства.
Леонардо да Винчи не написал большого портрета (если только не она на самом деле является «Джокондой»), но оставил рисунок с ее изображением.


Портрет работы Тициана


Леонардо да Винчи, «Портрет Изабеллы д’Эсте», рисунок
4.Изабелла Арагонская (1470-1524) - дочь короля Неаполя Альфонса II и его жены Ипполиты Марии Сфорца. В 1488 году она вышла замуж за своего кузина Джана Галеаццо Сфорца, который считался законным герцогом Милана, хотя… Хотя заправлял всем его дядя Людовико Моро, при дворе которого долгое время провел Леонардо да Винчи.
Брак был не очень долгим, так как в 1494 году Галеаццо умер. Приложил ли к этому руку его дядя, остается только догадываться. Изабелла родила мужу двух дочерей и сына. Ипполита Мария, названная в честь матери, умерла в возрасте семи лет. Франческо погиб в 1512 году, упав с лошади. Бона вышла замуж за короля Польши Сигизмунда I и оставила яркий след в истории.
Есть предположения, что в Изабеллу был влюблен Людовико Моро.
По мнению немецкой исследовательницы Майке Фогт-Люэрссен Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи в 1497 году вступили в тайный брак, от которого появилась на свет дочь Джованна. Так что у Леонардо был повод изобразить свою супругу и не расставаться с ее портретом до конца своих дней, особенно в годы разлуки, когда ему пришлось навсегда уехать во Францию. Разумеется, версия достаточно сенсационная, но, наверное, достаточно красивая.


Портрет Рафаэля

Вот работы Франческо Лаурана:



5.Цецилия Галлерани (1473-1536) - одна из фавориток Людовико Моро, подарившая ему сына Чезаре. Она происходила не из очень знатной семьи, но получила хорошее образование и воспитание. Писала стихи, свободно владела латынью, прекрасно пела. Возможно, именно этим она покорила Людовико Моро, который не решался расстаться с ней до тех пор, пока его не вынудила Беатриче Д’Эсте.
После расставания с правителем Милана Цецилия вышла замуж за графа Бергамино Людовико ди Брамбилла, которому родила четверых детей. Есть сведения, что она также покровительствовала искусству и держала первый в Европе салон.
Считается, что именно Цецилию Леонардо изобразил как «Даму с горностаем»:



Итак...Заключение
Искусствоведы говорят,что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ею создан визуальный барьер - ручка стула, действующая как перегородка. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому, как рамкой, тёмными, скрытыми под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным, божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Секрет выразительности лица Джоконды-в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться... Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно...Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это - уровень мысли и духа великого художника и философа...
информация отсюда
и отсюда

муза, женщина

Previous post Next post
Up