Кто о чем, а я опять про женщин и про художников..В данном случае, про художников и про художницу...
Знакомство Берты Моризо с Эдуардом Манэ, который был тогда кумиром всех молодых художников, произошло в залах Лувра в 1868 году.
Берта восхищалась Манэ и считала его гениальным живописцем. Теперь же она попала под обаяние его личности и влюбилась.
Сам художник заметил Берту еще несколько лет назад, потом видел ее пейзажи, один из которых понравился ему настолько, что он написал картину с того же места, что и она. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Мане, лидера оппозиции академизму. К моменту знакомства с Манэ Берте Моризо было двадцать семь лет.
Чрезвычайно талантливая внучка Ж.О.Фрагонара,Берта Моризо родилась в Бурже в семье префекта. Её и сестру Эдму учил живописи художник Гишар, который после первых же уроков отметил незаурядные способности обеих девушек и сразу высказал мадам Моризо своё беспокойство за их будущее(ибо не пристало приличным девушкам заниматься живописью).
В 1861 Берта знакомится с Камилем Коро и берёт у него уроки, а через три года начинает выставляется в Салоне.
С 1868 начинается дружба Моризо с Эдуардом Мане. Они сразу нравятся друг другу, но между ними стоят преграды респектабельности и светских привычек. Это явно взаимная симпатия, но запретная, невысказанная и обречённая таковой остаться до конца. Оставаясь наедине, они ведут беседы обо всём на свете и особенно о живописи, но никогда не позволяют вспыхнуть огню, лихорадившему обоих и увеличивающемуся с каждым днём.
Эдуард Манэ, весьма чувствительный к женской красоте, по-настоящему увлекся Бертой. Вскоре он попросил ее позировать для своей новой картины «Балкон», и девушка стала приходить в мастерскую художника, но... всегда в сопровождении матери. Когда картина была показана в Салоне 1869 года, Берту стали называть «роковой женщиной», хотя сама она находила себя скорее странной в изображении Манэ. В течение нескольких лет Берта Моризо продолжала позировать художнику, но даже оставаясь наедине с ним, умела держать себя в руках. Удивительно, что Манэ, легко и не раз изменявший своей жене Сюзанне, в данном случае строго придерживался правил, принятых в респектабельном обществе. Его невысказанная любовь вылилась в полотна. Художник изобразил свою любимую модель в четырнадцати картинах, большая часть из которых осталась в его мастерской. Последняя работа серии была написана в 1874 году. К другим женщинам, окружающим Мане, Берта относилась с ревностью, особенно раздражала Берту Эва Гонзалес, ученица художника. В начале 1870 года она писала сестре: `Мане читает мне лекции, и в качестве примера приводит эту вечную мадмуазель Гонзалес... она, мол, преуспевает. Тем временем он вновь принимается за ее портрет - уже в двадцать пятый раз! "
В конце 1874 года Берта Моризо вышла замуж за младшего брата Эдуарда Манэ и больше никогда не позировала ему.
Почему же она согласилась стать женой Эжена Манэ? Возможно, чтоб быть ближе к любимому человеку, а может быть, поддавшись на уговоры матери. Мадам Моризо хоть и считала Эжена «на три четверти сумасшедшим», полагала, что лучше, принеся некоторые жертвы, выйти замуж (в 33 года), чем оставаться независимой, но одинокой.
Бертой был также увлечен Пюви де Шаванн.
Писал ее и Пьер Огюст Ренуар
Портрет Берты, 1892 год.
Портрет Берты Моризо с дочерью
В 1883 году умирает Эдуард Мане, смерть друга была большим потрясением для Берты, к тому же ей ещё довелось присутствовать у постели умирающего и видеть страшные мучения этого человека
Автопортрет
Берта Моризо умерла в 54 года, после короткой болезни, неожиданно для всех. «Мы работали с Сезанном в Эксе, - писал Ренуар. - Узнав из телеграммы о ее кончине, мы, побросав кисти, бросились на вокзал. Мне казалось, что я остался один в пустыне».
более 70 картин Берты Моризо Я уже писала об этом пост, давно, год назад....
И эти страсти бурлили во второй половине 19 века... Люди жили, любили, страдали, сдерживали свои порывы....
Через 80 лет бельгийский художник Рене Магритт, яркий представитель такого течения в живописи,как сюрреализм, написал такую картину...Все в этой жизни не долговечно...
" Балкон Манэ",1950.