"Три-пять-семь", черепахи, цапли и бог бедности

Nov 26, 2009 16:40


Посещение синтоистского святилища Камеи-до Тендзи́н, посвящённого богу - покровителю учёбы (при жизни это был хэйянский поэт и учёный муж конца девятого века, именем Сугавара Митидзане). В день праздника "3-5-7", "Сити-го-сан", для детей соответствующего возраста. Очень солнечно, оттого перешарп. Это в восточном пригороде Токио, Кинситё, когда-то тут были сплошные фермы, а от реки отходило множество каналов. Среди этих каналов на Черепашьем острове (Камедзи́ма) и построили святилище. Сейчас-то это огромный промышленный, спальный и торговый район (впрочем, многие промышленные предприятия выведены из города, например, вместо фабрики "Сейко" построили гигантский торгово-развлекательный центр). Заодно добурились до горячих вод и построили онсен :)

Черепах тут и теперь полным-полнёшенько, - в реке и старых каналах. То есть старыми каналы больше не выглядят, они взяты в бетон (но так, что внизу полоса берега сохранена). Они чистые: я кинул монетку, она легла на дно и была видна - а там метра три с лишним. Рыбы живут. А когда-то рыба там не просто водилась; вот, например, знаменитая местная легенда: однажды рыбаки отправились ловить рыбу, как им и положено, и очень быстро наловили столько, сколько обыкновенно не ловили и за весь день. Им бы поблагодарить хозяина реки - каппу (такой японский водяной с клювом вроде черепашьего, с совершенно бесполезным панцирем на спине - спрятаться в нём он не может, - с лягушачьими (иногда когтистыми) лапами, огромными глазами и блюдечком на темени - в этом углублении он носит воду, выбираясь на сушу). Но жадины решили продолжить лов, хотя перегруженные лодки только что не черпали бортом воду. И вот только они забросили сеть, как из-под воды раздался страшный голос: «Оите́ке!» - закричал он грозно, то есть «Бросьте всё и убирайтесь!». Рыбаки поспешили домой, не оставив, однако, добычу; но, когда они добрались до дому и открыли корзины с уловом - увидали, что вместо рыбы они полны тины... С тех пор самый большой ров так и зовётся - Оите́ке-бо́ри, «Ров «Брось и убирайся!»» или "Брось и брысь" :). А возле того самого места, где каппа напугал жадных рыбаков, поставили скульптуру, изображающую водяного. Я её не сфотографировал - там сейчас рядом ремонтные работы, не подойти. Нашёл плохонькое фото в Сети.

Вход на территорию Камеи-до Тендзин не очень заметен с улицы, просто переулок. Ну, стоят ворота-тории, даже не сразу видно. А за ними - красивый парк, рвы с черепахами и цаплями, ну и сам храм. И детишки в кимоно :) А ещё выставка осенних цветов. Хорошо! Там ещё большой сливовый сад, но это осенью красота, а сейчас уже ветки голые, не то что цветов - листьев нет.

Шёл к выходу из храма, а передо мной шла старенькая, сгорбленая старушка в очень красивом и, наверное, старинном кимоно коричневого, серого и чёрного шёлка со светло-кремовым оби, она вела за руки мальчика и девочку - тоже в кимоно, им было, конечно, три и пять, у мальчика гэта были мужские, низкие, а у девочки - очень высокие женские, с короткими подошвами, и шли они очень медленно, потому что бабушка старенькая, а девочка не привыкла ходить в высоких гэта. А мальчик мог бы идти быстрее, да не давали :) Поэтому он подпрыгивал от нетерпения. А бабушка напевала старинную детскую песенку "Усаги то каме", "Кролик и Черепаха" (в 1901 году её написал Исихаро Васабуро, и она сразу стала очень популярной): "Моси, моси, каме-ё, каме-сан ё..." - "Послушай-ка, черепаха, почтенная госпожа черепаха... Девочка пыхтела от усилий, а мальчик очень звонким голоском подпевал:



"Моси, моси, каме-ё,
каме-сан ё
Секаи но учи де,
омаэ хо-доу,
Ауми но норои
моно ва наи,
Досите сонна ни
норои но ка?..

- "Послушай-ка, черепаха,
Почтеная госпожа черепаха,
Никого нет в мире медленнее тебя -
отчего ты такая копуша?..

Их явно очень воодушевили черепахи в храмовых рвах :)

(А историю про кролика - или зайца - и черепаху все знают. Это о том, как они наперегонки бегали :)

А ещё я был в храмике бога бедности - Бинбогами, уместно расположенном на территории огромного молла "Сан Стрит". Его (Бинбогами) олицетворяет здоровенный чурбан, обмотаный холстиной, а ещё там есть его изображния, но завёрнутые в мешочки. Молятся в этом храме так: надо сперва взять палку и три раза стукнуть священный чурбан; потом трижды пнуть его ногой; и наконец, со всей силы шваркнуть идола Бинбогами в мешочке в плетёную корзинку. Эти действия означают "развод и девичью фамилию" - полный разрыв с покровителем нищеты. После этого можно пойти в соседний супермаркет и приобрести большое ведро для чёрной икры и тряпочку для протирки новой "ламборджини": Бинбогами больше не станет препятствовать в приобретении богатства :) Я вообще-то не молюсь в чужих храмах, но тут-то речь шла о разрыве с этим нехорошим божком :)

а потом, направляясь в свои любимые купальни, напевал под нос песенку -
"Моси, моси, каме-ё, каме-сан ё..."





























* * *

Пы Сы. Автор благодарит спонсора этого поста - zurzmansor, который оплатил ЖЖ автора и позволил снова без мучений постить фотке. Бай, IOU!

японцы, фотографии, Токио, прогулки, праздники, Япония, дети

Previous post Next post
Up