Прилетела я в Пафос вечером, поужинала, прогулялась по территории отеля - и все. Времени больше ни на что не хватило.
И сил тоже).
С утра пораньше отправилась знакомиться с городом.
В культурных планах на день - прогулка по набережной и по центру города, изучение Археологического парка ( не путать с музеем) , Царские гробницы и выбор-покупка джип-тура на весь какой-нибудь день недели в горы , где так много интересного и куда не везде можно добраться на рейсовом автобусе и пешком.
А дальше- по ситуации. Уж как получится, что успею).
Основные знаковые места в Пафосе расположены компактно, все рядом, в пешей доступности. Основные).
Вышла на автобусной станции Като Пафос, что рядом с набережной.
Справа от нее , если смотреть на море, - сквер, за которым находится вход на территорию Археологического парка.
Решила первым делом отправиться туда, так как он большой и времени на прогулку по нему может понадобиться много.
Комплекс занимает площадь 80 га и целый полуостров . Даже беглый осмотр основных объектов займет 2-3 часа.
Парк - это музей под открытым небом, раскопки античного города Неа-Пафоса, основанного Агапенором.
На его территории расположилось впечатляющее количество уникальных памятников древности.
Известен , в том числе, большим количеством хорошо сохранившихся мозаик римского времени, открытых в 1960-х годах.
Столь масштабный и известный сейчас памятник древности обязан своим открытием случайности.
Фермер из местной деревни, вспахивая землю, обнаружил останки мозаики и сообщил о находке.
Прибывшие на место археологи и предположить не могли, что впоследствии это приведет к открытию одного из знаменитейших памятников Кипра.
Все хорошее случается внезапно)
С погодой мне очень повезло - было тепло, но не жарко, солнечно и ясно. Кроме того, в апреле все цветет...Красота !
Цветения такого количества маков в одном месте я не видела уже ооочень давно..дух захватывало)
Билет стоит 4.5 евро. Можно взять карту комплекса на русском языке и аудиогид.
Поднявшись по лестнице, увидела здание - центр обслуживания посетителей.
В центре продают сувениры, там же можно почитать разную информацию о парке и посмотреть документальный фильм об археологических раскопках.
На территории есть бесплатные туалеты, вдоль дорожек - скамейки и беседки для отдыха.
Шикарные виды на море.
Возле построек парка есть информационные стенды с описанием достопримечательностей на английском и греческих языках, иногда текст дублируется шрифтом Брайля.
Приглашаю на прогулку по дорожкам и тропам , смотреть на результаты раскопок)
Благодаря находке фермера, на территории Археологического парка были обнаружены останки зданий римской эпохи.
Среди них амфитеатр-одеон, возведенный эллинами и переделанный во времена правления римского императора Августа, он служил местом проведения театральных представлений. Сущестсвовала крыша, которая защищала публику от солнца и осадков.
Сейчас отреставрирована сцена и половина рядов амфитеатра.
Тут же - останки городской площади или “агоры”, служившей главной площадью Неа-Пафоса ; храма бога медицины и врачевания Асклепия .
Амфитеатр летом принимает зрителей, а на его сцене проходят постановки греческих трагедий, балетных и оперных спектаклей, проводятся фестивали.
Вид на него сверху, с холма. Амфитеатр и агора.
Ближе.
Еще ближе. Новая ступенька и старая)
Жители парка)
Был замечен киприот , он бродил по траве и что-то собирал ..Может быть, корешки . Вряд ли грибы или бутылки.
Наиболее знаменитыми экспонатами археологического парка являются древние мозаики.
Несмотря на свой внушительный возраст (некоторые мозаики датируются 4 - началом 3 века до н.э.), их фрагменты прекрасно сохранились .
Большое количество мозаик и мозаичных полов сохранились практически полностью.
Мозаики также находятся на территории того, что осталось от четырех древних вилл, названных именами греческих героев, изображенных на их мозаиках : это дома Диониса, Тесея, Эона и Орфея.
Над особо ценными мозаиками дома Диониса выстроен современный защитный "колпак".
Дом Диониса насчитывал 40 комнат и 15 мозаичных полов общей площадью более 500 кв. м, на которых чаще всего изображен бог виноделия. Отсюда и название.
Археологи нашли здесь украшения, кухонную утварь и амфору, в которой хранились 2500 золотых монет, относящихся к периоду владычества Птолемеев (204-88 гг. до н. э.). Деньги были отчеканены в монетном дворе Пафоса.
Птолемеи - царская династия, правившая эллинистическим Египтом в течение 300 лет. При этих царях Пафос стал столицей Кипра (примерно во 2 веке до н.э.), так как большой порт города открывал короткий путь в Александрию, что было очень удобно.
Посмотрим мозаики дома Диониса :
Для создания рисунков и орнаментов использовались галька, мрамор и цветное стекло.
Работа мастеров поражает . Объем, выразительность... Кубики, обрамляющие портреты, - как будто 3-Д объем !
Серия "Времена года".
Эта мозаика называется Осень.
Как можно было выложить большие мозаичные полотна без искажения пропорций?
Оказывается, в те времена существовал своего рода каталог с готовыми рисунками, из которых заказчик выбирал понравившиеся ему сюжеты. Рисунки разбивались на отдельные части и собирались в мастерских подмастерьями. Мастер составлял уже на месте отдельные фрагменты в единое целое.
Сюжеты мозаик чаще всего посвящены сценам из греческой мифологии .
Вот, например, Пирам и Фисба. Грустная история влюбленных.
..На свидание с Пирамом Фисби пришла первой, но, увидев в кустах львицу, в страхе убежала, уронив свой шарф. Пирам пришел чуть позже и увидел львицу, терзающую шарф любимой.
В отчаянии он заколол себя ножом.
Фисби вернулась на место свидания и увидела мертвого Пирама. С горя она покончила жизнь самоубийством.
На этот сюжет Шекспир написал не только "Ромео и Джульетту", но и "Сон в летнюю ночь".
Посейдон и Аммона.
Согласно мифу, во время страшной засухи царь Данай отправил своих дочерей на поиски воды.
Аммоне во время её поисков повстречался Посейдон, открывшей девушке источник .
В центре мозаики Посейдон с трезубцем направляется к Аммоне, Амур держит в руках прямоугольный зонтик и факел. Сосуд символизируюет воду.
Ниже - я не помню, кто...). Но красиво.
Дальше - история ( одна мозаика в двух частях, на двух следующих фотографиях) такая :
В те далекие времена не существовало пьяных и пьяниц, пока Дионис не научился делать вино.
Однажды Дионис посетил своего ученика Икария, сына царя Аттики, который перенимал у Диониса премудрости виноградарства и виноделия.
На мозаике Икарий преподносит чашу с вином нимфе Акме и двум пастухам.
Все они опьянели, а их соплеменники, никогда не видевшие до этого момента пьяных людей, решили, что Икарий отравил бедняг. И убили Икария. Дочь Икария с горя повесилась. Тяжелые последствия...
Чтобы задобрить Бога, разгневанного убийством своего ученика, учредили икарийский праздник, когда все люди веселятся, танцуют, готовят угощения, а домашнее вино просто "льется рекой".
Вот изображения двух первых пьяниц. Вверху выложена поясняющая надпись: "Первые выпившие вина".
Еще мозаики
Кроме композиций на тему мифов и легенд, встречаются сцены из повседневной жизни.
У тигра даже усы прорисованы ! Поразительно !)
Явно в то время очень большое внимание уделялось красоте и эстетике в интерьерного оформления жилых помещений. Дааа....
Еще один дом - дом Тесея, состоявший из 100 комнат, - самая крупная постройка времен Римской империи на всем Кипре. Остатки мозаик датируются 3 - 4 веками н. э.
Сам дом был построен во второй половине 2 века над руинами более ранних домов и использовался вплоть до 7 века.
Считается, что вилла некогда была резиденцией римского проконсула.
В центре здания был внутренний двор, с четырех сторон которого располагались комнаты. Некоторые из них были предназначены для официальных функций, другие - для частного использования и подсобных посещений.
До сих пор только южная половина виллы полностью раскопана, где можно видеть остатки стен и колонн, а также мозаику.
Свидетельства комфортного обустройства жилья у представителей знатного сословия - термы, бассейны для разведения рыбы, инженерные коммуникации...
Дом Орфея более скромный по размерам и убранству - всего три комнаты с мозаичной кладкой, в остальных пол был земляным.
Дом Орфея датируется 2-3 веками. Это, пожалуй, самый неприметный из домов парка, поскольку в доме можно видеть лишь небольшие участки остатков стен и камни.
В доме Орфея нашли мозаики третьего века нашей эры : «Орфей и его Лира», «Геркулес и Лев Немей» и «Амазонка», но в настоящее время они не видны публике. Разве что на пояснительном стенде их можно посмотреть).
В доме Эона раскопки еще ведутся, здесь обнаружены мозаики начала 4 века н. э. и фрески, которые сейчас перенесены в археологический музей Пафоса.
В южной части парка можно осмотреть то, что осталось от средневековой византийской крепости “Замок сорока колонн” (Saranda Colones), некогда служившей основным оборонительным сооружением Пафоса.
Византийская крепость Саранта Колонес разрушена до основания. Толщина крепостных стен превышала 3 м, по углам возвышались дозорные башни.
Основана была в 7 веке для защиты от набегов арабов, но укрепление не выдержало натиска войск.
Название замка «Сорока колонн» происходит от большого количества гранитных колонн, которые были найдены в этом месте. Вероятно, они когда-то были частью древней агоры.
Внутри цитадели размещались пекарня и мельница, казармы, кузница и ремесленные мастерские, баня, мраморные бассейны, склады для хранения продовольствия и оружия на случай длительной осады.
Первый кипрский форт капитулировал в 1191 году, сдавшись на милость короля Ричарда Львиное Сердце, во время Крестового похода завоевавшего Кипр за 25 дней.
Землетрясение 1222 года превратило форпост в развалины.
Новым фортификационным сооружением стал Пафосский замок. Он находится вне пределов огороженного археологического парка.
Раскопки и исследования культурных слоев продолжаются до сих пор, при этом исторические сооружения открыты для посетителей.
На территории парка есть также действующий маяк высотой 20 м, построенный англичанами в 1888 году на холме для безопасной швартовки британских торговых судов и военных кораблей. Самое молодое сооружение.
В темное время суток прожектор на белой башне подает световые сигналы каждые 15 секунд.
Вход на маяк был закрыт.
Он виден отовсюду.
На фотографии ниже вдали, на горизонте, в море, можно разглядеть черную точку-тире - это корабль-призрак.
Грузовое судно Demetrios II было построено в 1964 году в Германии . В 1998 году оно шло с грузом лесоматериалов мимо берегов Кипра из Греции в Сирию и 23 мая село на мель вблизи пафосского маяка. Там и осталось.
В направлении моря находится крутой каменный склон, весь в больших и малых пещерах. Это древние каменоломни, где брали строительный материал для возведения древнего города.
В толще скалы выдолблены базилики периода раннего христианства, в которых последователи новой религии проводили церковные службы.
Экспедиции из разных стран работают постоянно. Число экспонатов парка явно будет увеличиваться. Земля здесь - как слоеный пирог с разными начинками).
А на камнях растут цветы...