«Побег из тюрьмы» - это один из тех сериалов, читая синопсис которых, можно было смело утверждать, что ничего путного из этой затеи не получится. Несколько человек пытаются выбраться из тюрьмы строго режима. Что здесь можно сказать нового? Подобный сюжет пригоден для двухчасового фильма, но сделать из него шестнадцатичасовой сезон сериала?
«Побег» взял за основу старую формулу и прибавил к ней несколько элементов, придавших истории совершенно иной облик. Во-первых, главным героем стал вполне преуспевающий молодой человек, Майкл Скоуфилд, без пяти минут гений. Во-вторых, он намеренно стремится попасть в тюрьму, чтобы потом из неё выбраться вместе со своим старшим братом, ожидающим приведения в исполнение смертного приговора за преступление, которое он не совершал. В-третьих, всю необходимую информацию для побега Майкл зашифровывает в виде гигантской татуировки на своем теле. Наконец, в-четвертых, первоначальный сюжет в скором времени перерастает в нечто большее: заговор со стороны крупнейших корпораций, в который вовлечены высшие эшелоны власти.
Сценаристы не спешат раскрывать все тайны сразу, наоборот, с каждым новым эпизодом загадок становится всё больше. Главный герой постоянно сталкивается с новыми и новыми трудностями. Сценарий постоянно предлагает множество сюжетных твистов. Первоначальный план дает сбой во многих местах.
Практически каждый эпизод начинается с небольшого объёма информации, который важен для следующей части плана. Но вот что означает отдельные слова или имена, зрители узнают лишь в концовке той или иной серии. Общий план побега знает лишь Майкл, все остальные персонажи, как и зрители, лишь постепенно складывают вместе отдельные элементы мозаики.
Изначально «Побег» должен был состоять из тринадцати эпизодов, т. к. у создателей не было уверенности в успехе. Когда сериал набрал обороты, было решено продлить его до полноценного сезона. В таких обстоятельствах практически всегда создатели натыкаются на неразрешимую проблему «двойного начала». В изначальных эпизодах содержится законченный сюжет, поэтому во второй половине сезона сценаристам приходится либо растягивать ту же самую историю, либо уводить сюжет в иную сторону, которая мало сочетается с первой половиной. «Побегу» каким-то образом удалось избежать данной проблемы. Даже после неудавшейся первой попытки побега и зрительского негодования: «Ну, вот опять будут мусолить ту же саму историю», - сериал очень быстро возвращается в свою лучшую форму.
Появившийся дополнительный простор сценаристы умело потратили не на поиск новых неожиданных сюжетных путей, а на развитие характеров персонажей. Наверное, именно поэтому одной из лучших серий сезона является эпизод, целиком состоящий из флэшбеков, в которых мы узнаем совершенно новые черты того или иного героя. Мы начинаем относится ко многим из них если не по-другому, то, по меньшей мере, начинаем рассматривать их с новой точки зрения.
Главные и второстепенные герои в своих штампах недалеко ушли от клишированной идеи всего сериала: мелкий воришка, мафиози, насильник, карманник, грабитель, коррумпированные надзиратели…
Подобных персонажей можно встретить в любом из тюремных фильмов, но актеры вдохнули новую жизнь в каждого из героев, заставив нас переживать за них (причем как за положительных, так и отрицательных персонажей) и поверить, что они живые люди со своими скелетами в шкафу и тараканами в голове. Все они индивидуальны, и за каждым из них интересно наблюдать.
По всем предпосылкам «Побег» должен был умереть еще в середине первого сезона, но затертая до дыр концепция нашла реализацию в одном из самых динамичных и увлекательнейших сериалов современности, начав смотреть который, невозможно будет оторваться от экрана.