Обложка альманаха Александра Герцена "Полярная звезда" - 1855 год
Наконец-то, свершилось! У меня всё-таки дошли руки до фильма «Союз Спасения», о котором столько уже сказано и написано. Критики прочёл немало, но лично посмотреть всё никак не удавалось, и вот - случилось. Фильм оказался на удивление неплохим и даже интересным, хотя я ожидал чего-то иного. Вроде стандартного преподнесения событий, так, как это принято. Но кем принято? И когда?
«Союз Спасения», Россия, 2019, ЗАО «Дирекция кино»,«Первый канал», при финансовой поддержке «Фонда кино», режиссёр Андрей Кравчук, авторы сценария Никита Высоцкий и Олег Маловичко, композитор Дмитрий Емельянов
«Декабристы разбудили Герцена». Эту классическую фразу Ленина помнит каждый из школьной программы по истории и литературе. Декабристы как первоисточник, предтеча русской демократии. Первое проявление поистине открытой гражданской позиции в России. Рыцари на белых конях, без страха и упрёка сражавшиеся за свободу народа. «Звезда пленительного счастья»… Можно ещё долго перечислять все те эпитеты, коими наделяли декабристов и современники, и советские историки, и даже нынешние оппозиционеры российской власти. А я вынужден констатировать, что всё это - полная ахинея. Движение декабристов с самого начала и до конца было сугубо
масонским.
Если декабристы «разбудили» господина Герцена, то кто же тогда разбудил их самих? Не сами же они так массово вдруг встрепенулись! Ответ дал когда-то давно Игорь Тальков в одной из своих песен. «Вольнодумец Радищев» стал источником вдохновения для декабристов! И действительно, идеи получившего образование в Лейпциге Александра Николаевича Радищева, автора всем хорошо известного «Путешествия из Петербурга в Москву», который был очень тесно связан с масонскими ложами Европы, хотя и не факт, что был их членом, очень активно в кругу декабристов обсуждались. В этом смысле влияние Радищева на движение декабристов в целом бесспорно. Таким образом, мост от европейского масонства к декабристам переброшен. А теперь несколько подробнее.
Первой организацией декабристского движения был «Орден русских рыцарей», который даже не скрывал своей принадлежности к ложам. Они планировали ввести в России конституционную монархию, конституцию для которой недолго думая списали с Кондиций, которые почти сто лет назад аристократия пыталась всучить Анне Иоанновне, немного подредактировав. Среди членов организации оказались герой войны Денис Давыдов (что вполне объяснимо) и граф Бенкендорф, впоследствии начальник Третьего отделения, масон, значительно продвинувшийся впоследствии по иерархии.
Потом появился «Союз спасения» - этакая попытка устроить свою собственную ложу вне контроля из Европы и Америки. Если почитать их «Статут», сразу бросается в глаза чёткая иерархия, списанная у масонов, только вместо мастеров и подмастерьев эти господа использовали понятия «боярин», «муж» и «брат», а градусы назывались «округами» да «управами». Идеи - просто загляденье, ни дать, ни взять настоящие демократы и сверхчестные люди. Даже хотели убить государя и установить республику, но не смогли договориться между собой. Здесь уже встречаем знакомые фамилии - Пестель, Муравьёв-Апостол… Однако, хоть общество и проводит идеи масонского братства и переустройства мира, оно не контролируется извне! Поэтому, очевидно, стараниями Бенкендорфа, «Союз спасения» сливается с «Орденом русских рыцарей», образуя «Союз благоденствия».
Эта организация уже смело может быть названа массовой, поскольку имела пятнадцать отделений по стране и довольно широкую известность. Главной целью своей её члены ставили установление в России республики и отмену крепостничества. Однако дальше собраний и разговоров дело не шло, а за это время Александр Павлович уже успел перекроить Европу в пользу России и всё более набирал популярность в народе. Нужно было переходить к решительным действиям и «смене режима», пользуясь современным языком, а господа всё заседали. Очень по-русски... Тогда Бенкендорф предпринял отчаянный шаг - он всех сдал императору! Нелогичный и необъяснимый поступок - скажете вы. Но Бенкендорф был прекрасно вхож во власть благодаря своему послужному списку и знал, что в ответ последуют лишь полумеры, а вот расшевелить господ заговорщиков и понудить к действиям - это была его истинная цель. Государь всего лишь в ответ вновь перезапретил все масонские ложи и любые тайные общества вообще, как и предполагалось. Однако это повлекло распад «Союза благоденствия» на Южное и Северное общества.
Южное общество обосновалось в Малороссии, планировало ввести в России республиканское правление и написало свой проект конституции, наименованный «Русской правдой». Среди его членов оказались Пестель, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и князь Волконский. Довольно занятная идея была у этих господ - даровать независимость Польше, а заодно подарить ей Литву, Малороссию и половину Белоруссии. Этакая новая Речь Посполитая получается. Параллель с современной российской оппозицией очень уж явная.
Северное общество обосновалось в Санкт-Петербурге, планировало ввести в России конституционную монархию и написало свой проект конституции, наименованный просто и понятно - «Конституция». Среди его членов оказались Муравьёв, Рылеев, Каховский, князь Трубецкой и Пущин. Они были значительно умереннее «южан» и разбазаривать приобретённые кровью русских солдат земли не собирались.
Случилось это в 1821 году. И вновь оба общества затаились, и вновь никакого выступления. И, возможно, ничего бы не произошло в декабре четыре года спустя, если бы не одно очень важное обстоятельство - внезапная и загадочная кончина государя Александра I.
Об этой интереснейшей и до сих пор волнующей людей странице истории написано очень много. Факты таковы - государь, в последние годы ни с того ни с сего впавший в мистицизм и окруживший себя всякими псевдо-проповедниками, понемногу стал отстраняться от дел, а когда граф Аракчеев, собравший на этих аферистов достаточно компромата, всех разогнал, вдруг отчего-то решил поехать на юг России, где неожиданно сильно простудился и так же неожиданно скончался в Таганроге. Однако потом выяснилось, что за два года до этого Александр составил тайный манифест о передаче власти младшему брату Николаю Павловичу и о принятии отречения от престола другого младшего брата Константина Павловича. Дело в том, что император был бездетен. Согласно закону о престолонаследии новым императором должен был стать следующий по старшинству Константин, однако он, во-первых, был женат морганатическим браком, что лишало его детей права наследования, а во-вторых, он просто не хотел принимать престол! Константин управлял Польшей, жил с семьёй в Варшаве, и перспектива переселяться на берега Невы его совершенно не впечатляла. Так что если бы Александр и отрёкся, то в пользу Николая. А теперь сопоставим все факты, и вот какая картинка сложится.
Александр всю жизнь жутко переживал свою причастность к убийству отца. Достигнув пожилого возраста, он всё более стал искать утешения в Боге. Много молился, очевидно, пытавшись отмолить свой непоправимый грех. С этим связано его увлечение мистицизмом. Благодаря доносам он прекрасно знал о том, что творится в тайных обществах, и даже о том, что заговорщики из Южного общества не прочь его убить. Он знал, что великий князь Николай крайне непопулярен в армии, тогда как Константин очень даже популярен. Вместе с тем знал государь и о том, что Константин править не будет, а вот железная хватка Николая будет способна раз и навсегда навести порядок и в государстве, и вне его. Сведя всё воедино, мудрейший император принял невероятно смелое и даже дерзкое решение - он намеренно отправляется на юг России, чтобы стимулировать агрессивное Южное общество к выступлению и к попытке цареубийства, однако проводит заговорщиков, как мальчишек, внезапно «умирая». Согласно новейшим исследованиям, государь на самом деле кончину свою инсценировал, удалившись в скитания по северным губерниям и окончив свою жизнь спустя почти сорок лет в монастыре в Томске под именем старца Фёдора Кузьмича. Доказательства тождественности императора Александра I и Фёдора Кузьмича по всем позициям уже собраны, осталась только генетическая экспертиза мощей старца. Так государь до конца жизни отмаливал свой грех.
Декабристы действительно зашевелились и выступили, но «южане», слишком долго заряжавшие свои пистолеты, оказались у разбитого корыта, потому что убивать было теперь некого. А «северяне» подняли восстание в столице, поскольку сложилась ситуация междуцарствия, которую, судя по всему, и спрогнозировал мудрый Александр Павлович - Константин престол не принимал, а Николая не хотела армия. В итоге Россия две недели жила без императора, пока генерал Милорадович принудил Николая отказаться от притязаний на престол, а сам умолял Константина этот престол принять. Не дожидаясь согласия последнего, армию начали приводить к присяге императору Константину I и даже запустили на монетном дворе чеканку новых монет с голштинским профилем Константина. Но тот всё-таки отрёкся, и чеканку монет остановили, а армию заставили переприсягать Николаю. И тут появляются декабристы с возмущением относительно переприсяги и подбивают армию на восстание, чтобы, дескать, вернуть Константина на престол, а заодно и принять Конституцию. Солдаты, не разобравшись в этой сумятице, конечно же пошли за декабристами, ратуя за «Константина и за супругу его Конституцию», потому что им никто не успел объяснить, что это такое.
Рубль несостоявшегося императора Константина I - фото с сайта ctrl.info
Однако декабристы ничего не знали о тайном манифесте, они не знали, что решение было принято ещё два года назад, а попытки Милорадовича - полная самодеятельность. А вот Николай Павлович всё знал и, судя по всему, прекрасно подготовился. Именно благодаря всей этой спрогнозированности событий и прекрасной осведомлённости Николай для начала отправил усмирять бунтовщиков ненавистного Милорадовича, который был ими тут же застрелен, а потом уж сам Николай, не раздумывая, расстрелял бунтовщиков из пушек. С Северным обществом было покончено.
Практически сразу после получения известий об этом разгроме удивительным образом молниеносно активизируется общество Южное - в январе 1826 года восстаёт Черниговский полк, освобождающий из заключения заподозренного в измене Муравьёва-Апостола. Тот, недолго думая, ведёт полк на Белую Церковь, где бросает его на пушки подоспевшей конной артиллерии. Безумие? Отнюдь. Во-первых, Муравьёв-Апостол был очень умным человеком, получившим образование в Париже и далёким от безумия, как его коллега Пестель, и отправлять целый полк на верную погибель как военный со стажем он просто бы не стал. Во-вторых, поскольку он был человеком умным, после получения вестей из Петербурга сразу понял, что партия проиграна, и предпочёл смерть на поле боя унизительному повторному аресту. Относительно последующей казни он, скорее всего, и так прекрасно догадывался. Так что рассказы про то, как Муравьёв-Апостол решил, что ежели пойти строем без выстрелов на пушки - это обезоружит артиллерию, и она перейдёт на сторону восставших - наивность. Это подтверждает и ещё один очень важный фактор. Мы не раз уже говорили о понятии
сакральности монаршей власти в истории Европы. Однако в самой Европе в течение XIX века это понятие обесценилось - реверанс в стороны английской и французской революций. Когда народ понимает, что короля можно убить и заменить другим, а то и вовсе «власть народа» провозгласить - какая тут, к чёрту, сакральность? Именно поэтому на протяжении XIX века в Европе большая часть правящих династий утратила свои короны, а те, что уцелели, превратились в своего рода свадебных генералов, этаких наследственных президентов, передающих свою мифическую власть по наследству. Три последних страны, где монарх сохранял свою реальную власть до начала XX века, это Россия, Германия и Австро-Венгрия, и именно они стали главной целью мясорубки Первой Мировой. А вот в России первую серьёзную попытку десакрализации власти после Смутного времени сделали именно декабристы. И именно Пестель был главным создателем этой идеи, именно он настаивал на цареубийстве и установлении республики в России. Идеалист и безумец, он совершенно не понимал психологии русского народа, и в этом смысле фраза Ленина «страшно далеки они от народа» пророчески верна. Народ в те годы не мог помыслить себя без царя, а Южное общество ему эту модель как раз и пыталось «продать». В итоге Черниговский полк, решив с подачи офицеров, что царь им больше не нужен, принялся громить все окрестные деревни, грабить и пьянствовать. Точно такое же понимание демократии, как и во Франции тридцатью с лишним годами ранее. Народ везде одинаков…
Наступив на те же грабли, что и Робеспьер, Муравьёв-Апостол искренне возжелал, чтобы эти кошмар и унижение поскорее закончились, и бросил пьяную и деморализованную ораву, некогда бывшую Черниговским полком, на пушки нового императора Николая. Возможно, надеялся и сам погибнуть, но в него так и не попали. Поэтому последовал арест и этапирование в столицу вместе с Пестелем, которого раскрыли по доносу и арестовали гораздо ранее. В этом смысле Северное общество вело себя гораздо правильнее, подсунув обманутым им солдатам «самозванца» в лице Константина Павловича. Для передачи власти от одного царя другому на Руси всегда требовался самозванец, об этом мы тоже уже говорили подробно - такая уж у нас
технология повелась.
Удивительно, но после ареста всех руководителей Северного и Южного обществ, следствие по их делу, которое возглавил сам император Николай I, продолжалось крайне недолго и выглядело довольно завуалированным. Например, в составе Верховного уголовного суда мы видим господ Сперанского и Мордвинова, знаменитых масонов, которые как раз и питали декабристов идеями, а теперь, когда партия провалилась, записавшихся в их судьи. Масонам было необходимо скорее свести всё на нет и уничтожить главных зачинщиков физически! Свидетелей убирали, так сказать. Государь пытался произвести дознание о причастности Мордвинова и Сперанского к заговорщикам, однако все материалы по этому дознанию таинственным образом исчезли. Масоны бережно опекали и защищали своих братьев.
Следствие вскрыло ряд очень интересных моментов из декабристской идеологии. Например, своё движение они понимали как революцию, причём народ, мыслившийся ими исключительно как крестьянство, здесь вообще не должен был бы быть задействован. Перед глазами стоял провал французов с народным беспределом, поэтому революция по-декабристски - это удел аристократии и армии. Если участвует народ - это гражданская война, а память о Пугачёве пока тоже ещё была относительно свежа. Цареубийство - тоже тёпленькая французская идея, только господа «прозаседавшиеся» к нему так и не прибегли. К тому же в России государей традиционно убивали лишь заговорщики, а не революционеры - вспомним Петра III, Фёдора Годунова или даже Ивана Грозного. Самый свежий пример для самих декабристов - Павел I. При этом один из следователей, генерал Павел Голенищев-Кутузов, родственник знаменитого полководца, сменивший убитого Каховским Милорадовича на посту генерал-губернатора Санкт-Петербурга, входил в состав следственной комиссии, но был известен своей причастностью к убийству Павла. Сам он государя не душил, а лишь обезвредил дворцовую охрану, что позволило заговорщикам проникнуть в государеву опочивальню и свершить задуманное. На допросе этот Кутузов воскликнул, обращаясь к Пестелю: «Вы хотели убить государя! Как Вы могли?!». На что Пестель ответил, дескать, я-то всего лишь хотел, а убили-то Вы… Вот такие парадоксы случаются в истории!
«Мы все глядим в наполеоны»… Именно это и произошло с декабристами - повальная мания величия. После заграничных походов русской армии офицеры набрались там не только революционных идей, но и раздутого чувства собственной значимости. Дескать, если Наполеон смог из грязи в князи, отчего и мы не сможем? Мечтая о свободе и равенстве, они почти все дружно верили каждый в свою исключительность. Но Наполеон был один, а этих господ набрался целый полк, и всем стать Наполеоном было ну никак не суждено. Наивные идеалисты…
Диктатура по-бонапартовски была их идеалом. Это когда царя не станет, но и нового правительства пока нет. В этом случае власть в свои руки берут военные, которые проводят необходимые реформы в стране и подавляют всякое сопротивление. Когда это происходит - диктатура сразу отменяется, и начинается республиканское народовластие. Уж не важно, будет ли во главе государства император-президент или консулат как во Франции - главное удалить всё старое. А это как раз оказалось сделать труднее всего. А на той стадии практически невозможно. Масонские ложи вновь не учли ряда психологических особенностей России, хотя и подошли к вопросу, надо сказать, уже куда более подготовленными, чем ранее.
Наконец, третий и самый интересный момент - отмена рабства на Руси, которое у нас величали крепостным правом. Многие приписывают декабристам идею о его отмене, и это полностью отзеркаленная ситуация! Безусловно, такая идея у декабристов водилась, что подтверждает их «свод пожеланий», составленный по материалам следствия и хранившийся у Николая Павловича в рабочем кабинете. Но она была совершенно не нова и не оригинальна! Ограничением рабовладения в России начал заниматься отец Николая, Павел. Продолжил старший брат, император Александр, начавший с вольных хлебопашцев и планировавший отменить рабство вовсе. Но Николай сделать последний шаг боялся, иначе натолкнулся бы на отчаянное сопротивление аристократии похлеще декабристов, и лишь Крымская война показала, насколько губительно для России крепостничество. Если б не она, рабство у нас, ей Богу, дожило б до XX века. Но об этой примечательной войне в другой раз.
А миф о первенстве декабристов в идее об отмене рабства умело впоследствии использовал знаменитый политтехнолог и провокатор Герцен. И именно благодаря ему мы понимаем декабристов так, как это принято. Декабристы ведь не оказали большого влияния на власть в России, они лишь заставили её задуматься. Но они оказали значительное влияние на общество, в первую очередь на население Сибири, куда большинство из них было сослано. Они там занимались учительствованием, медициной, модернизацией производства, и за это сибиряки им премного благодарны. А во вторую? А вот вторая очередь пришла как раз благодаря стараниям Герцена. Этот умелый провокатор превратил виселицу, на которой повесили в итоге Пестеля, Муравьёва-Апостола, Рылеева, Каховского и Бестужева-Рюмина, в крест, на котором их будто бы распяли. Бунтовщиков и изменников, обманувших свой народ ради собственного честолюбия и маниакальных псевдодемократических идей и бросивших его под огонь пушек, он обратил в мучеников, будто Христос взошедших на Голгофу. Герцен отзеркалил ситуацию, в которой царь - представитель Бога на земле, защитник веры и народа, а бунтовщики - его враги. У Герцена, как у Дьявола, всё наоборот - бунтовщики «святые рыцари», а царь - «Медуза горгона». О масонском источнике декабризма при этом ни слова. Этот гениальный обман был заглочен обществом как наживка для рыбы, переварен, и в итоге мы получили полную десакрализацию монаршей власти, отпадение надобности в «самозванце» ради передачи власти и, как следствие, народовольчество, убийство Александра II, большевизм, Ленина и далее по списку. Так что Герцен, «разбуженный» декабристами, фактически может быть назван источником уничтожения той России, которую мы никогда уже не вернём. Полагаю, Герцен также был масоном, поскольку все его действия отлично согласуются с деятельностью лож, однако прямых доказательств этому пока не найдено. Но об умении братства заметать следы мы тоже прекрасно знаем.
Впоследствии миф, созданный Герценом, не раз сыграет роль в российской истории, причём роль бронепоезда, несущегося вперёд и не знающего преград на своём пути. Как только нужно вызвать у населения сочувствие и заручиться поддержкой определённого кандидата во власть, который противостоит власти действующей, его до сих пор тут же объявляют «декабристом» - так было с Немцовым, с Ходорковским, будет так и далее, пока мы, наконец, не научимся смотреть правде в глаза и не признаем, что движение декабристов - не просто антиправительственное, но совершенно изменническое и продажное по своей сути. Фактически, восстание декабристов - одна из главных вех в истории России и мира. Она завершает длительную и важную фазу российской истории, вместе с тем завершая и другую важную фазу, но в истории всеобщей. Одновременно она открывает другую, новую фазу, ведущую и Россию, и мир к Первой Мировой войне.
Для России восстание декабристов - это последний дворцовый переворот, точнее его попытка, поскольку Константин императором так и не стал. Но, тем не менее, методы и дух восстания использовали ту же стратегию, что и в XVIII веке - вдохновлялись масонами и шли к власти на штыках гвардейцев. Параллельно с этим восстание декабристов - это последний шаг в кампании масонского братства по переделу мира после Венского конгресса, итогами которого оно осталось недовольно. «Независимость» Латинской Америки, бунты в Валахии и Греции, независимость Сербии, революция в Португалии - всё это звенья одной цепи, в которой русские декабристы стали последним звеном. И одновременно первым из серии политики трёх ударов, нанесённых масонами главным старейшим правящим династиям Европы. В России за ними последовали уже упомянутые Крымская война и убийство Александра II. Далее лежал прямой путь к Первой Мировой, похоронивший российскую монархию и ввергший нашу страну в десятилетия кошмарного строительства неизвестно чего.
(c) petrus_paulus