Дыры в реестре: особенности учёта по-французски

Nov 08, 2020 17:53





Герб дома Бурбонов

Многие, кто интересуется историей не только российской, но и всеобщей, наверняка задавали себе вопрос, листая страницы истории Франции - отчего после Людовика XVI шёл сразу Людовик XVIII, а Наполеона I сменял Наполеон III? Откуда эти дыры в реестре французских монархов? Куда подевались Людовик XVII и Наполеон II?

Скорее всего, ответ на него тоже находился быстро. И, скорее всего, некоторые даже в курсе про существование некоего Генриха V, который тоже в официальных списках отсутствует. Французская монархия в этом смысле уникальна - таких примеров больше не может привести никто за период новой и новейшей истории. Были примеры неофициальных продолжений низложенных династий или их ветвей, как в Англии или Испании, например. Всё как положено, с порядковыми номерами. Только толку-то с этого? Кроме самих представителей этих семей и их окружения об этом никто знать не знает. Во Франции же случай иной.



Род Бурбонов - старейший из уцелевших в Европе. Его история уходит корнями в IX век, когда род именовался сначала Робертинами, а потом превратился в Капетингов благодаря первому сделавшемуся королём всей Франции монарху Гуго Капету. Бурбоны - младшая ветвь рода, зародившаяся в XIII веке. На французский престол попала в 1589 году с Генрихом IV, когда и основная ветвь Капетингов, и боковые ветви Валуа и Ангулемов, пресеклись. Пресеклись именно в мужском колене, поскольку женщин во Франции считать не принято - салический закон не позволяет. Сохранился со времён франков и запрещает передавать трон по женской линии. И Франция до сих пор единственная, наверное, в Европе страна, во главе которой ни разу не стояла женщина - даже в качестве президента или премьер-министра/канцлера.

В конце XVIII века в стране случилась знаменитая революция, инспирированная масонскими ложами и обратившая королевство в республику. Король Людовик XVI был казнён посреди Парижа под ликование толпы. Однако, несмотря на выход черни на свет Божий и её временное правление на улицах французских городов, сторонники монархии остались. В большинстве своём это была старая родовая аристократия, не связанная с масонами и нашедшая укрытие в Англии и в Австрии. Их стали именовать роялистами как ратовавших за возвращение к власти наследника. А наследником был единственный уцелевший сын Людовика XVI, герцог Луи Шарль Нормандский. Незадолго до смерти отца он получил титул Дофина, т.е. наследника престола, но королём так никогда и не стал. Революционеры заключили восьмилетнего дофина в крепости Тампль в Париже и пытались воспитывать его в своих весьма своеобразных манерах, чтобы потом использовать в качестве щита, но несчастный ребёнок промучился там всего два года и умер от туберкулёза в возрасте десяти лет. Тем не менее, его успели признать королём Франции под именем Людовика XVII все монархи Европы. Могила его неизвестна - судя по всему, труп оказался в закопан вместе с разными маргиналами. Успели лишь извлечь сердце - это сделал тюремный врач и сохранил его в спирте. Анализ ДНК, случившийся уже в наше время, доказал, что сердце действительно принадлежало первому несостоявшемуся королю Франции.



Людовик XVII - портрет кисти Александра Кушарского

Великая Французская революция стала отправной точкой к низложению Бурбонов почти со всех престолов Европы и Америки. Приговор масонских лож старому именитому роду сталь воплощаться в жизнь именно тогда. Тем не менее, Первая Республика во Франции прожила недолго и была проглочена политическим гением Наполеона Бонапарта, объявившего себя императором - титула король он сознательно и мудро избегал. Блистательная эпоха Наполеона I завершилась разгромным поражением от сил коалиции, причём дважды, и ссылкой на остров у берегов Западной Африки, где новоявленный император и окончил жизнь. И, если Людовик XVII стал одной из самых ужасных жертв революции, то наследник Наполеона, римский король Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, единственный законнорожденный сын последнего, не знал горя. Унизив австрийского императора Франца, Наполеон женился на его дочери Марии Луизе, которая и родила ему сына. Императором ему было стать не суждено, но вот сторонники Бонапарта его таковым как раз признавали (признавали и парижские власти пару недель летом 1815 года, но лишь до Ватерлоо, дальше всё стало ясно). В этой схватке победили роялисты - Франция вновь стала королевством, а королём - Людовик уже XVIII, брат покойного Людовика XVI и дядя уже тоже покойного Людовика XVII. Бонапартисты же признавали своим лидером римского короля, которого и стали именовать Наполеоном II - номер есть, политической дееспособности нет. Молодой человек был вывезен в Вену ко двору деда, где спустя семнадцать лет скончался как герцог Франц Райхштадтский.



Наполеон II - портрет кисти Морица Даффингера

А дальше во Франции началось самое интересное. После смерти бездетного Людовика XVIII королём стал его брат Карл X, жёсткий консерватор и отъявленный гомосексуалист. Скорее, первое было следствием второго, как это обычно бывает в силу излишней возбудимости. Дети у него, несмотря на это, имелись, как это водилось у европейских государей, предпочитавших мужчин женщинам и, тем не менее, женившихся на последних. В итоге массовое «закручивание гаек» вновь привело страну к революции, в ходе которой Карлу пришлось отречься в пользу сына, герцога Луи Ангулемского. Он был младшим сыном Карла, к тому же импотентом, поэтому потомства не имел, тогда как старший сын Карла, герцог Шарль Фердинанд Беррийский, был убит, но перед смертью успел осчастливить свою новоиспечённую вдову беременностью, которая закончилась рождением мальчика, коего Карл назвал «дитя чуда». Действительно, прямая ветвь Бурбонов продолжалась.

Тем не менее, престола лишились все хором - и сам Карл, и его младший сын-импотент, и младенец-наследник. Власть под чутким руководством масонского братства перешла к орлеанской линии Бурбонов в лице короля Луи Филиппа, а старая ветвь уехала в изгнание. Карл закончил свои дни в Австро-Венгрии, на территории нынешней Словении, и там же был похоронен. Незадолго до смерти он заявил Луи Ангулемскому, что тот ни на что не способен и наследовать корону не может, однако передать свой титул был вынужден формально ему. Луи тут же отрёкся в пользу младенца-племянника, оставшись, тем не менее, главой королевского дома Франции в изгнании. И с этих пор начинается противостояние сразу трёх партий в борьбе за французскую корону.

Роялисты разделились на две партии - легитимистов (признававших наследниками только прямых потомков Людовика XIV) и орлеанистов (признававших наследниками только прямых потомков герцога Филиппа Орлеанского, младшего брата «Короля - Солнце»). Дело в том, что этот Филипп подпортил себе репутацию в ходе Фронды против брата в XVII веке и лишился, таким образом, права наследовать престол вместе со всеми своими потомками. Орлеанисты же этого не признавали, считая прямое потомство Людовика XIII (король эпохи мушкетёров Дюма) более преимущественным. Бонапартисты же, как и раньше, признавали первенство только за роднёй Наполеона - благо, что братьев у него имелось достаточно, и потомство у них тоже имелось. И когда в 1848 году грянула очередная революция и престола лишился уже Луи Филипп и во Франции вновь была учреждена республика, её президентом стал племянник Наполеона Луи Бонапарт, который впоследствии и провозгласил себя императором под именем Наполеон III.

К этому времени Бурбоны утратили практически все владения в Латинской Америке и начинали терять владения в Италии в связи с начинающимся объединением страны. Оставалась только Испания. Французский же дом в изгнании после смерти Карла X возглавлял его сын Луи Ангулемский, которого легитимисты именовали Людовиком XIX. На посту непризнанного короля его сменил тот самый младенец-племянник, граф Анри де Шамбор, известный нам как Генрих V. После разгрома Франции во франко-прусской войне в 1870 году и низложения Наполеона III бонапартисты потерпели сокрушительное поражение. Вновь зашли разговоры о возвращении старшей линии Бурбонов на трон. В Париже готовы были принять Генриха V как законного монарха, даже карету для его торжественного вступления в город изготовили, однако случилась история с Парижской коммуной, и масонские ложи решили, что править будут сами, установив во Франции Третью Республику, самую долгоиграющую в истории страны на данный момент. Путь к возвращению монархии во Франции с тех пор оказался наглухо заколочен.



Генрих V - фото

Роялисты, однако, продолжали жить в своём, выдуманном мире, где правит король. Причём как легитимисты, так и орлеанисты. После бездетной кончины Генриха V легитимисты объявили королём Франции в изгнании дона Хуана Испанского под именем Иоанн III. И это несмотря на лишение испанской линии Бурбонов прав на французскую корону по Утрехтскому миру, который заключал между внуками ещё Людовик XIV, дабы развести две противоборствующие стороны. Этот Иоанн III был родным внуком короля Испании Карла IV и, соответственно, прапрапраправнуком Короля-Солнце. Дальше - целая гряда мифических королей: сын Иоанна III Карл XI, потом его сын Иаков I, потом его брат Карл XII, которого насмерть сбил грузовик и который не оставил детей. У орлеанистов была своя «свадьба» - после Луи Филиппа по их версии королём Франции стал внук последнего, Филипп VII. За ним последовал его сын Филипп VIII, далее его кузен Иоанн III. Получилось, что Иоаннов Третьих вышло целых два, только каждый в своей версии.

Согласно завещания Генриха V часть легитимистов признала законные права на корону наследников Филиппа VII из орлеанской линии, которая продолжается по сей день. Там уже успели примерить на себя титул господа под именами Генрих VII, Генрих VIII и Иоанн IV, который и возглавляет орлеанистскую партию с 2019 года. Та же часть легитимистов, которая не признала прав орлеанистов, продолжает гнуть свою линию наследования. После их кандидата Карла XII они передали права низложенному испанскому королю Альфонсу XIII под именем Альфонс I, далее его младшему сыну Генриху VI, и далее уже сыну Генриха Альфонсу II. Генрих VI и дон Хуан Испанский - родные братья, поэтому Альфонс II и предыдущий король Испании Хуан Карлос - двоюродные братья. Сейчас по версии легитимистов французским королём c 1989 года считается Людовик XX, сын Альфонса II и троюродный брат нынешнего короля Испании Филиппа VI.



граф Жан Шарль Пьер Мари Парижский - "Иоанн IV" по орлеанистской версии



Луи Альфонс де Бурбон - "Людовик XX" по легитимистской версии

У Бонапартистов всё стабильно и чётко - одни Наполеоны (как в дурдоме) - IV, V, VI и VII. Все либо потомки Наполеона III, либо младшего брата Наполеона I Жерома Бонапарта, короля Вестфалии. Наполеон VII возглавляет партию с 1997 года.



Жан Кристоф Наполеон Бонапарт - "Наполеон VII" по бонапартисткой версии

Оглядываясь на борьбу за призрачный трон Франции и глядя на нынешние американские разборки «Байден-Трамп», остаётся лишь улыбнуться - ничего в мире не меняется, хоть что-то остаётся стабильным!

Бурбоны, Франция, Великая Французская революция, масоны, Наполеон, Масоны, Испания

Previous post Next post
Up