Она возвышалась надо всеми, словно скала. Ища свой гейт для вылета в Москву, мы шли меж рядами зала ожидания вылетов в аэропорту Вены, как вдруг я увидел её. Я настолько не ожидал столкнуться с нею вот так, нос к носу, запросто, да ещё в таком неожиданном месте. Она сидела в общем зале, а не в каком не бизнес или ВИП, и просто мелкими глотками отпивала кофе из обычного картонного стаканчика, которые штампует стандартный кофейный автомат. Никакого пафоса, никакой демонстрации превосходства над окружающими - просто вот так сидела и пила кофе среди обычных людей. При этом она держала себя именно так, что заставило меня замереть, словно альпиниста перед неприступной вершиной. Это была Елена Васильевна Образцова.
Курсалон в венском Городском парке
Не знаю, что она делала в августе в Вене, однако думаю, приезжала как раз по своим оперным делам - новый сезон ведь только готовился к старту. И тогда ещё никто и помыслить не мог, что через десять лет планету накроет ковид. Мы приезжали по своим делам, однако побывать в Вене и не прикоснуться к её музыке - непростительная беспечность. Поскольку Опера была ещё закрыта, выбор естественным образом пал на Курсалон, который в Городском парке (это где знаменитый «золотой» памятник Иоганну Штраусу). Концертную программу предварял великолепный ужин, который сервировали там же, в ресторане Курсалона. Он соединялся с парком распахнутыми настежь дверями, поэтому складывалось впечатление, что трапеза происходит на открытом воздухе. Музыкальная программа происходила в закрытом зале, однако имела антракт, в котором можно было в том же парке выпить по бокалу шампанского. Вся эта атмосфера - ужин на свежем воздухе, шампанское, потрясающая летняя погода и не менее потрясающая подборка музыкальных номеров, включавшая не только всем прекрасно известных Моцарта и Штрауса, но и Пуччини, Легара, Кальмана и Гайдна - создавала некий параллельный мир, другое измерение, в которое ты временно переместился.
Зал венского Курсалона
Опера летом, а если ещё и на открытом воздухе, звучит совершенно иначе, нежели в иное время года, да ещё и в наглухо закрытом зале без естественного освещения. Обостряется восприятие, причём не только слуховое, но и визуальное, и чувственное. Атмосфера музыкального праздника, окутывающая тебя со всех сторон, проникает в каждую частицу организма, а уж когда музыка начинает звучать - вообще без комментариев. Одним моим знакомым посчастливилось оказаться в той же Австрии, только в Брегенце, на местном фестивале, который проходит прямо на воде Боденского озера. В 2000 году там ставился «Бал-маскарад» Верди в совершенно невероятной декорации - они были потрясены и музыкой, и действом. Даже, думаю, действом больше, потому что рассказов потом была тьма. При этом рассказы были с такими горящими глазами, что было видно сразу - опера «зашла» на 100%.
Декорация для "Бала-маскарада" Верди в Брегенце 2000 года
Я сам как-то попал в Верону в августе не помню какого года. Весь город был подчинён оперному фестивалю, проходившему на древнеримской арене, гигантской космической тарелкой лежащей посреди него. В тот вечер давали «Аиду» Верди, однако у меня цели попасть на неё не было - мне хватило той безумной энергетики, царившей на улицах Вероны, которая не оставляла никаких шансов пройти мимо, заполняя собой всё пространство и вокруг Арены, и в узких улицах меж старинных домов. Опера управляла сознанием всего города, опера царила в нём.
Оперный спектакль на Веронской Арене
В том же году, когда произошла неожиданная встреча с Образцовой в Вене, только двумя месяцами ранее, случилась поездка в Испанию по работе. Необходимость забросила нас на Гран Канарию - главный остров Канарского архипелага, что окружён со всех сторон Атлантикой. Партнёры решили нас удивить и пригласили в местный оперный театр, который много лет восстанавливал великий Альфредо Краус и который называется Перес Гальдос. В составе нашей группы было несколько человек, никогда в жизни в опере не бывавших и довольно скептически к ней относившихся, типа «вой какой-то». Нам досталась «Тоска» Пуччини. Описать лица и, главное, глаза этих людей словами у меня не получится - они просто светились от восторга. Великолепный уровень вокала и классическая постановка в сочетании с бездонным небом в антракте, которое простиралось над безбрежьем океана (театр стоит прямо на его берегу) сыграли свою роль - летняя южная ночь, постепенно окутывавшая Лас Пальмас, разбавленная шампанским на балконе и бескрайней линией горизонта смогли усилить эффект от музыки раз в десять, если не в сто.
Театр Перес Гальдос в Лас Пальмас (Гран Канария)
Нам очень повезло, что в России разрешены все массовые музыкальные представления, как на открытом воздухе, так и внутри театров. После реконструкции открывается замечательный Зелёный театр на ВДНХ в Москве. Большой театр не уходит на каникулы, продолжая радовать нас оперой и балетом всё лето напролёт. В Европе же пока всё закрыто - и Курсалон в Вене, и театр Перес Гальдос на Гран Канарии. Лишь фестиваль в Брегенце объявил о разрешённых спектаклях на Боденском озере - они стартуют 21 июля и продлятся ровно месяц - это будет «Риголетто» Верди, но для очень ограниченного числа зрителей. Так что наслаждайтесь летом и музыкой в России - это одно из того немногого, что нам пока не запретили...
(c) petrus_paulus