Сегодня предлагаю поговорить об одном очень интересном сюжете. А точнее о его воплощении в кино. Не секрет, что некоторые сюжеты, даже несмотря на свою, казалось бы, тривиальность, получают в кинематографе долгую жизнь, развиваясь и трансформируясь до неузнаваемости. И очень часто такие сюжеты имеют литературную основу, базируясь на книжном первоисточнике. Вот о такой необычной книге сегодня и пойдёт речь.
Понятное дело, когда в истории кино мы видим несколько экранизаций «Войны и мира», например, или «Великого Гэтсби», или даже «Гамлета». Это книги на все времена, как говорится, поэтому нет ничего странного, что они столь долговечны на экране. Жизнь детективных романов и повестей в кино намного скромнее - кто-то удостаивается быть переложенным на киноязык единожды, а кто-то и вовсе никогда. Героев Конан Дойла и Агаты Кристи не считаем - этот товар давно растиражирован. Сейчас речь не об английской литературной детективной классике, а об американском практически бульварном чтиве 20-30-х годов минувшего века. А конкретно о романе Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол».
Имя Хэммета невероятно популярно в своей нише и стоит рядом с именем Чандлера. Это был необычайно успешный писатель и публицист времен Великой Депрессии. В 1930 году он издал роман, сюжету которого предстояло прожить долгую и необычную для такой, на первый взгляд, обычной книги жизнь в кино - почти пятьдесят лет!
Роман «Мальтийский сокол» пользовался в своё время превосходным спросом у читателей, в связи с чем Warner Bros. незамедлительно приобрели права на его экранизацию сразу после публикации. Первый фильм по книге сняли так же молниеносно - премьера состоялась уже в 1931 году.
"Мальтийский сокол", США, 1931, Warner Bros, режиссер Рой дель Рут, авторы сценария Браун Холмс и Мод Фалтон, композитор Лео Форбштейн
Фабула строится вокруг загадочной статуэтки сокола, преподнесённого мальтийскими рыцарями императору Карлу V в XVI веке в качестве дипломатического подарка. Напомню, что Карл - первый в истории монарх, про которого говорили, что в его владениях никогда не заходит солнце. В результате династических браков этот потомок двух древних родов - Габсбургов и Трастамара - был не только императором в Германии, но и королём в Испании, что автоматически делало его хозяином Нидерландов, половины Италии и обширных колоний в Латинской Америке. Дружба Карла была важна для рыцарей, поскольку они только что обосновались на принадлежавшей ему Мальте после бегства с Родоса, ставшего добычей турок. Поэтому сокол был из золота и весь усыпан драгоценными камнями. К детективу Сэму Спейду приходит некая дама и заказывает слежку за человеком, сбежавшем якобы с её сестрой. На слежку отправляется напарник Спейда, в результате чего и он сам, и объект слежки убиты. Спейд пытается выяснить, для чего же всё-таки дама наняла его, но безуспешно. Появляется новый заказчик и просит разыскать как раз статуэтку сокола, после чего выясняется, что за нею охотится и дама. Далее в игру вступает ещё несколько человек, цель которых всё тот же сокол. Статуэтка покрыта слоем чёрной эмали, чтобы скрыть её ценность. В результате ряда событий клубок распутывается, и статуэтка находится. Но оказывается фальшивой! По итогам всех перипетий группа товарищей-поисковиков отчаливает в Стамбул на розыск настоящего сокола, а Спейд доказывает причастность дамы к убийствам и отправляет её в тюрьму. Словом, на статуэтке мальтийского сокола строится весь сюжет, статуэтка выступает его стержнем. Довольно динамичный детектив с небольшим уклоном в историю и антикварное дело. Теперь взглянем на каждый фильм, использовавший этот сюжет, отдельно, чтобы увидеть, как он постепенно трансформировался в угоду общественным веяниям.
Первая экранизация довольно точно передавала суть книги, однако была нашпигована и режиссёрской отсебятиной. Рой дель Рут взял на главную роль Рикардо Кортеса, имевшего амплуа латинского героя-любовника. На самом деле актёра звали Джейкоб Кранц и латиноамериканское имя он взял лишь для того, чтобы быть в тренде на волне успеха Рудольфа Валентино и Тони Морено. Главную женскую роль исполнила Биби Дэниэлс, прославившаяся благодаря связи со знаменитым Гарольдом Лойдом, через постель которого и попала в кино. Тем не менее, после этого карьеру она сделала великолепную, заслужив звезду на Голливудской алле славы. «Мальтийский сокол» 1931 года наполнен эротизмом и даже порой переполнен им для тех лет. Спейд в исполнении Кортеса скорее ловелас, чем детектив, а героиня Дэниэлс - сексуальная красотка, но не роковая. Это и сослужило фильму дурную службу - вступивший в силу в 1934 году Производственный кодекс Американской ассоциации кинокомпаний стал строго регламентировать обнажёнку, эротизм, сексуальные и гомосексуальные намёки в кино. А фильм дел Рута состоял из этого наполовину. Сцены с раздеванием, намёки на только что состоявшийся секс, принимающая душ женщина, явные отношения не дружеского характера между мужчинами - всё это попало вскоре в жернова новой цензуры. Американское общество лживо пуританизировалось, по сути являвшись ханжеским. Однако именно благодаря отличному сюжету и сексуальности картина имела огромный успех у зрителя, что побудило Уорнеров выпустить её в повторный прокат спустя пять лет. Однако, натолкнувшись на кодекс, сделать они ничего не смогли - «распутное» содержание не позволяло. В итоге картина смогла впоследствии идти только на телевидении, и уже под иным названием - «Опасная женщина», дабы избежать путаницы с новым фильмом «Мальтийский сокол», который Уорнеры выпустили спустя десять лет, в 1941 году. Но прежде была ещё одна попытка.
«Сатана встречает леди», США, 1936, Warner Bros, режиссер Уильям Дитерле, автор сценария Браун Холмс, композиторы Бернхард Каун и Хайнц Рёмхельд
Фильм «Сатана встречает леди» вышел на экраны в том же 1936 году, когда оригинальный «Мальтийский сокол» попал под ограничения кодекса. Здесь, разумеется, никаких сексов уже не было и в помине. Даже более - фильм начинается с высылки Спейда из одного города в другой за… разврат! То есть нагрешил, стало быть - давай до свидания! Великолепная ирония над кодексом со стороны Уильяма Дитерле. При этом Спейд здесь уже не Спейд, а Тед Шейн. И мы догадываемся, что Сатана - это про него, за его развратность, разумеется. На новом месте ведёт он себя развязно, не позволяя себе, тем не менее, ничего лишнего. По крайней мере, в кадре)). В фильме изменены линии взаимодействия персонажей, но главная линия, детективная, полностью сохранена. А вот сам сокол не уцелел - во избежание ассоциаций с запрещённым фильмом Warner Bros. превратили птицу в рог Роланда. Это тот самый рог, в который трубил легендарный герой французского эпоса Роланд, попавший в арабскую засаду в каталонском ущелье и призывавший на подмогу франков. Безусловный успех фильма - присутствие в нём великой Бэтт Дэвис на главной женской роли (ясное дело, леди), здесь её героиня уже не только сексуальная женщина, но и коварная. Практически роковая. В целом фильм можно назвать комедийным детективом - от серьёзности книги здесь почти ничего не осталось. Взглянуть хотя бы на финальную драку за рог группы товарищей-следопытов - зрелище уморительное!
"Мальтийский сокол", США, 1941, Warner Bros, режиссер Джон Хьюстон, авторы сценария Дэшил Хэммет и Джон Хьюстон, композитор Адольф Дойч
В 1941 году Warner Bros. решили вновь эксплуатировать успешный сюжет, но уже совсем без секса (максимум поцелуи), пригласив знаменитого Джона Хьюстона, который и выдал в итоге один из самых великих нуаров Голливуда за всю его историю. Новая картина получила старое название - «Мальтийский сокол», а Спейда сыграл неподражаемый Хамфри Богарт. Для него эта роль, наверное, одна из самых удачных и запоминающихся. Спросите любого любителя кино про величайшие роли Богарта, и неизменно в топ-3 услышите название «Мальтийский сокол», наряду с «Касабланкой» и «Сокровищами Сьерра-Мадре». Главную женскую роль здесь отдали Мэри Астор, которая играет уже совершенно роковую женщину. Этот фильм вошёл во все справочники по истории кино и заслуженно считается эталоном детектива-нуар - в Европе уже бушевала война, поэтому и здесь всё жёстко, чётко и стильно. И ещё современно - Хьюстон одним из первых применяет технику съёмки снизу вверх, когда виден потолок помещения, в котором происходит действие. Это придаёт кадру больше объёма, как бы увеличивая пространство. Придумал этот приём Орсон Уэллс в своём «Гражданине Кейне», вышедшем на экраны незадолго до этого. Сокол, кстати, в фильме Хьюстона на месте - больше никаких рогов!
«Чёрная птица», США, 1975, Columbia Pictures, режиссёр Дэвид Гайлер, авторы сценария Дэвид Гайлер, Гордон Котлер и Дон Манкевич, композитор Джерри Филдинг
Наконец, в 1975 году сюжет вновь возвращается к жизни в картине «Чёрная птица». Это была уже чистейшей воды пародия и на роман, и на все три предыдущих фильма. И, надо сказать, очень удачная пародия, не скатившая в пошлость и дурновкусие. Спейда играет Джордж Сигал - невероятно популярный в 70-х в Голливуде актер, его снимали тогда чуть ли не в каждом третьем фильме. Всё вновь вертится вокруг статуэтки сокола, только теперь уже настоящей, а не поддельной, и она постоянно ускользает из рук героя на протяжении картины. Сам же фильм - это полнейший бурлеск с буффонадными персонажами, взять хотя бы главную героиню - роковую женщину. Здесь она - дочь русских аристократов-эмигрантов, как всегда в Голливуде с идиотской фамилией Кемидова. В качестве компенсации великолепная актёрская работа французской актрисы Стефан Одран. Статуэтку сокола в итоге находят, но случайно топят в океане, и для её извлечения Спейду приходится из детективов переквалифицироваться в водолазы. На дне он видит заветное сокровище, но тут (простите за спойлер) приплывает акула, глотает сокола и машет Спейду плавниками.
Наконец, сюжет «Мальтийского сокола» частично использовался ещё раз, в 1978 году, в фильме «Дешёвый детектив». Это была пародия на фильмы с Богартом, на тот брутальный образ, который он создавал на экране, так что сюжет здесь не столь важен. Создатели использовали ряд моментов из «Касабланки», «Большого сна» и «Мальтийского сокола» как наиболее запоминающихся картин великого актёра.
Невероятно интересно наблюдать за эволюциями образов от фильма к фильму. Начавшись с чувственности и эротизма, они трансформировались в жёстких и целеустремлённых порой до трагизма людей, чтобы потом закончиться фарсом. История действительно повторяется несколько раз, начинаясь с негатива и заканчиваясь позитивом.
Сэм Спейд эволюционирует от героя-любовника у дель Рея к развратнику, тем не менее знающему и ценящему своё детективное ремесло у Дитерле, чтобы потом превратиться в жёсткого и брутального волка у Хьюстона и закончиться фатальным недотёпой-неудачником у Гайлера. Главная героиня меняет имя в каждом фильме - сначала она сексуальная и хитрая Рут Уандерли, потом коварная и безжалостная Валери Пёрвис, превращаясь впоследствии в роковую женщину Бриджит О’Шоннесси и в полусумасшедшую русскую княжну Анну Кемидову.
Очень интересны и второстепенные персонажи. Например, секретарша Спейда Эффи. Из сексапильной дамы она превращается в туповатую блондинку, которая, как потом выясняется, только прикидывается туповатой, далее в эффектную сдержанную даму и заканчивается всё старой склочной тёткой, которую невозможно уволить. Образ туповатой блондинки, кстати, из «Сатана встречает леди» частично перекочевал в «Чёрную птицу», где такая же девица работает в офисе мафии и пытается убить Спейда, сбросив его в шахту лифта.
Киллер Гатмана, который от фильма к фильму становится всё идиотичнее, чтобы в «Чёрной птице» превратиться вообще в банду здоровенных мужиков-гавайцев в гавайских же рубахах. Сам Гатман, трансформирующийся из тощего гея в дородную тётку, потом в такого же дородного мужика, а на закуску вообще - помереть не встать - в карлика-еврея-нациста! И единственный, кто неизменен во всех фильмах - это город, в котором происходит действие, великолепный Сан-Франциско.
Если на фильм или на его сюжет кинематограф порождает пародию, это означает только одно - и фильм, и его сюжет однозначно удались, иначе бы никто с пародией связываться бы не стал. Успех книги Дэшила Хэммета и невероятный успех обоих «Мальтийских соколов», Роя дель Рута и Джона Хьюстона, окутали этот сюжет поволокой полутайны - ведь мы весь фильм ждём, когда отыщут заветную статуэтку, и с нетерпением переживаем, когда с неё начинают соскабливать эмаль, и разочарованно разводим руками, когда оказывается, что сокол/рог фальшивый. Этот эффект выводит фильм в золотой фонд кинематографа, что впоследствии рождает отличную пародию. Ведь Голливуд умеет не только пропагандой заниматься - он умеет ещё и смеяться над самим собой.