ПрологАктивным телезрителем я перестал быть давно: в студенческий период в общежитии у нас не было «ящика». По началу я компенсировал это по выходным у родителей (либо музыкальные каналы, либо «фашон», где тетки под музыку ходят). Но вскоре потребность в информации целиком стала удовлетворять сеть Студгородка «SWAMP». Причем на начальных этапах ее развития об интернете речи не шло. Вместе с тем начало формироваться понимание того, для чего телевидение используется владельцами телеканалов, и это возвело просмотр телепередач в ранг опасных для моей психики и здоровья мероприятий:) Но вместе с тем во время эпизодических контактов со
«Времяотсосом» (с)
xixyc , становится понятно, что наш электронный друг обладает чУдной способностью завладевать людским вниманием.
Во-время моей остановки в
Ченнае, несмотря на довольно скромный прайс отеля, рум был окромя прочего оснащен Ти-Ви-сетом. И ведь это индийское телевидение, поэтому любопытство, скука и бессонница одержали победу, сделав меня телезрителем, до тех пор, пока Морфей не пришел на порог. Телек я выключал уже утром, как это часто делает мой папа;)
Итак, перейдем к сути: что я там увидел?
Во 1-х, должно снять шляпу перед индийскими рекламщиками - делают они свое дело очень качественно! Ролики полны современных цифровых эффектов, хороша операторская работа (насколько я могу судить о ней как фотограф). Смотрятся ролики с большим интересом, отчего могу предположить, что режиссер тоже не сидел сложа руки. А название одной из глазных клиник, реклама которой крутилась в автобусе из Ченная в Кодайканал, на протяжении нескольких недель периодически всплывало у меня в голове. Одна моя знакомая, обучающаяся в московском рекламном ВУЗе, говорила, что индийский рекламный рынок - 1 из первых в мире. Статистикой не располагая, а опираясь лишь на увиденное, могу тому вполне поверить. Характер рекламы имеет яркий национальный колорит - одежды, прически, типажи людей, танцы. Но в тоже время есть вещи, выходящие за рамки наций: если в начале ролика все барышни кроме одной танцуют и резвятся, то не сложно догадаться, какой продукт покажут в конце..
Во вторую очередь хочется отметить индийские фильмы, которые с лихвой удовлетворяют потребности местного населения. Подавляющее большинство показываемого в Индии кино делается там же. Зачем покупать продукцию Голливуда, если есть Болливуд?;) Кстати, в
Болливуде на съемках часто подрабатывают европейские дауншифтеры, например, один мой товарищ, исполнял роль эпизодическую роль банкира, которого сначала везли в лодке, а потом топили. За данную деятельность, не требующую никакой специальной подготовки, а лишь наличия белого цвета кожи, в Болливуде можно заработать около 1000 рупий в день. Болливуд - это эпицентр индийской киноиндустрии, но отнюдь не единственное место в стране, где снимают кино, таковых уйма.. Кроме Болливуда стоит отметить Колливуд (от названия города Кодамбаккам, штат Тамил-Наду), являющийся основным производителем кино на языке Тамил. Колливуд занимает второе место после Болливуда по доходности. Одной из забавных особенностей Тамильского кино является то, что актеры-мужчины в большинстве случаев пухленькие и усатые («chabby and mustaschioed» (c) Lonely Planet). Да и на улицах Тамильских поселений примерно 7 из 10 взрослых мужчин - усатые!
Индийское кино многим россиянам знакомо с детства - в то время, когда пальцев 1-й руки было слишком много, чтобы пересчитать центральные каналы, индийское муви крутилось довольно часто ввиду дружбы 2-х государств. Эта дружба чувствуется и сейчас: год России в Индии (2008), год Индии в России (2009), недавний визит Путина в Индию. Местные жители радуются, когда узнают, что я русский, а однажды за национальную принадлежность один парень подвез до дома и купил бутылку воды («Йо кантри хелпс май кантри, соу ай хелп ю!»).
В силу языкового барьера, все детали киносюжетов мне не доступны. 2 основных жанра - боевики и мелодрамы, часто «массала муви» - смесь комедии, драмы и боевика. Боевики напоминают фильмы с Джеки Чаном: похожая озвучка ударов, каскадеры, исполняющие сальто и запрыгивающие в движущееся авто.
В драмах, а особенно в музыкальных клипах четко прослеживается линия «брачных игр высших приматов». Герой и героиня довольно забавно танцуют, хотьдьба переходит переходит в танец, затем снова в ходьбу, а после - в валяние на травке. Эти двое почти никогда не одиноки: его и ее сопровождают банды синхронно танцующих самцов и самок. Главные герои облачены в цвета отличные от свиты. В кино допустимы касания, танцы и обнюхивания и весьма редко - поцелуи! Но в целом, сексуальная мораль индийского общества довольно строга, на людях проявление чувств не приветствуется, как и появление вне пляжа в купальниках. В одном из клипов «наши голубки» ворковали в ванной, после чего леди из нее вылезла, показав зрителю одежду, которую скрывала пена. Сексуальные сцены отсутствуют, но есть «постельные» - когда люди лежат на постели, в одежде, вестимо.. Дабы скомпенсировать моральные запреты на проявления сексуальности, мужчины часто могут отвесить оплеуху женщине, как в кино, так и в жизни. Впрочем, тема отношения к женщинам слишком широкая для данного рассказа, а в Lonely Planet есть целая статья «Women in South India».
Последнее, что запомнилось из индийского ТВ - это сюжет, в котором фары машин напоминали «Газели», а синие полоски на которых окончательно убедили меня в том, что на экране - Родина. После этого была на русском языке с индийскими субтитрами речь одного из российских политиков о необходимости принятия мер по борьбе с терроизмом. Внимание индийских СМИ к печальным событиям в Москве добавляет маленький плюсик к «дружбе российского и индийского народов», и хочется верить, что эта дружба со временем будет только крепчать!