Пользуясь правом автора и ввиду появления новых документов проливающих свет на события начала войны, позволю себе вернуть Вас уважаемый читатель к окончанию первой части и начать повествование не с 1944 в котором мы расстались с нашим героем, военврачем Илияйненым, а с июля 1941.
Наградной лист на военврача Илияйнена выявил некоторую неточность с записью в учетной карточке. Прочитанное в наградном листе поставило под сомнение запись в учетной карточке, где год возвращения в Петрозаводский военный госпиталь (ЭГ-446) стоял 1944. В наградном же листе было указано на то, что военврач Илияйнен вернулся в этот госпиталь в 1941. Разрешить этот спор удалось с помощью ознакомления с другими архивными документами, как то Паспорт военного госпиталя № 446 на 1942 год, в котором Илияйнен упомянут как старший терапевт этого госпиталя.
Сформированный 26-29.06. 1941 на базе Петрозаводского военного госпиталя, ППГ 2210 был направлен в состав 7 армии Северного фронта. 30 июня он начал разворачиваться в д. Янис-Ярви в 15 км. от д. Суйстамо где находился штаб 71 дивизии и ППГ 2212 тот самый который пострадал в 1942 г. от нападения финского диверсионного отряда Хонконена.
После начала, 10 июля 1941 г., наступления финской
Карельской армии части 7 армии Северного фронта стали отходить на Суоярви и на Олонец, а часть сил была окружена в Сортавале. Для двух госпиталей 2210 Илияйнена и 2212 Стриньковского события развивались по худшему сценарию, в результате прорыва финнов оба госпиталя оказались под угрозой окружения, в наградном листе на Илияйнена читаем: «…сумел под бомбежкой и обстрелом вывести свой госпиталь из местечка Янис-Ярви». Ему вторит в своем годовом отчете Стриньковский: «12 и 13 июля самолеты противника все время кружились над госпиталем, обстреливая прибывающие машины с ранеными…14 июля (уже после отхода в Лоймолу) в госпиталь прибыл представитель Военного Совета 7 армии, поставил меня в известность, что противник прорвался и находится в 6-7 км от госпиталя, потребовал выделения на оборону всех боеспособных красноармейцев санитаров. Пришлось срочно свернутся и эвакуироваться в м. Суоярви.»
Госпиталь под началом Илияйнена так же отступал на Суоярви и далее на Петрозаводск, куда по неволе и вернулся через месяц, 30 июля 1941 года. Сан отдел 7 армии вернул Илияйнена в Петрозаводский военный госпиталь № 446 (далее ЭГ-446) на должность старшего терапевта. Месяц отсутствия и был зафиксирован в тексте наградного листа.
Далее путь военврача Илияйнена на Карельском фронте неразрывно связан с ЭГ-446. И начался с передислокации, ввиду финского наступления, из Петрозаводска в д. Нюхча Беломорского района, где госпиталь занимал несколько крестьянских домов и где преодолеть путь для доставки раненых от станции, которая была всего в семи км., до госпиталя превращался в трудную задачу. Осенняя распутица сделала местные дороги не пригодными для автотранспорта, застревали даже телеги. Выход нашелся довольно своеобразный, вместо телег стали впрягать сани, на которых и доставлялись раненые с военно-санитарных поездов (ВСП) доставлявших их с Карельского фронта. В ходе январского, 1942 года, наступления Масельской и Медвежегорских оперативных групп, проводивших операцию по овладению г. Медвежьегорск поток раненых оказался в два раза большим, по сравнению с планировавшимся. Возникла нехватка госпиталей, поэтому ЭГ-446 срочно передислоцируют в п. Сегежа, ближе к передовой. Где он и размеастился в здании бывшего ЦБК.
В 1942 году ингерманландец Илияйнен был награжден медалью за «Боевые заслуги» и это при том, что в этом году ингерманланцы воевавшие на Ленинградском фронте отзывались из армии. После того как группа армий, включавшая в себя две финских (Карельская армия, командующий Карл Эш и Юго-Восточная армия, командующий Эрик Хейнрикс) и одну немецкую (армия Норвегия командующий фон Фалькенхорст)начала наступление на фронте от Балтийского до Беренгова моря над финнами проживающими на территории Ленобласти нависла угроза депортации. Военный Совет Ленинградского фронта посчитал, что «советские» финны могут оказывать помощь немецко-финским союзникам, наступающим с юга и севера на Ленинград и 26 августа 1941 года, своим постановлением, обязал очистить территорию области от финнов и немцев, граждан СССР. Но ввиду быстрого продвижения врага, полностью осуществить задуманное не смог. В 1942 году это получилось со второй попытки. Тысячи ингерманландских финнов были высланы за Урал, кроме гражданского населения с фронта стали отзывать военнослужащих финнов и отправлять их в рабочие колонны НКВД. С позиций сегодняшнего дня, правильность этих решений не очевидна. Но в условиях когда на карту была поставлено само существование советского государства это казалось закономерным явлением. Как например отправка, в США, проживающих там японцев, американских граждан, в концлагеря. Тем более не были секретом планы Финляндии о переселении находящихся в районах, захваченых Вермахтом, ингерманландцев в Восточную Карелию оккупированную финской армией. Где ингерманландцы должны были стать новым населением, после выселения оттуда населения русского. Кроме того, в 1943 году из ингерманланцев оставшихся на территории занятой немцами был сформирован добровольческий батальон, а финны сформировли такой же из военнопленных ингерманландцев.
Семья Илияйнена так же была вынуждена покинуть родные места. И если одна из сестер по общей эвакуации 1941 года оказалась в Кировске, то вторая сестра, а так же мама были отправлены в 1942 на Урал. Сам Илияйнен остался в Красной армии, ибо на Карельском фронте воевало много финнов от генерала до рядовых, которые так и остались на своих постах. Как то уж совсем нелепо смотрелся бы в колонне НКВД, например, генерал-майор Антилла помощник командующего Карельским фронтом.
Итак Илияйнен награждается своей первой боевой наградой медалью «За боевые заслуги» и в 1942-1944 от зав терапевтического отделения, майор медицинской службы, «доростает» до начальника ЭГ-446.
В июне 1944г. 32-я армия в которой находился госпиталь Илияйнена повела наступление на г. Медвежегорск, превращенный финнами в неприступную крепость: «
Основная полоса укреплений состояла из двух- и трехэтажных железобетонных дотов, оборудованных в скалах и оснащенных орудиями и тяжелыми пулеметами…» Новая линия Маннергейма считалась финнами неприступной, однако Красная армия образца 1944, качественно отличалась от таковой образца 1939 и в ходе упорных боев прорвала медвежьегорскую линию обороны, овладев г. Медвежьегорск за три дня. Как уже было сказано выше, в 1944 после окончания боевых действий на Карельском фронте военврач Илияйнен направлен, на 3-й Украинский фронт в ЭГ-3212.
3-й Украинский фронт наступал на южном фланге советско-германского фронта. Поэтому путь военврача Илияйнена, помощника начальника госпиталя 3212, это путь по странам союзницам Германии Румынии и Венгрии, а так же оккупированной немцами Югославии.
25 октября 1944 военврач Илияйнен прибывает в ЭГ-3212, это время когда заканчивается
Белградская операция , а госпиталь дислоцирован в Югославии. За обеспечение боев в Югославии Илияйнен награжден орденом «Красного знамени», которым награждали военнослужащих проявивших особую храбрость и мужество при непосредственной боевой деятельности. Далее началась
Будапештская операция и госпиталь, с двухнедельной остановкой в Румынии передислоцируется в Венгрию. В марте 45-го, началась знаменитая
Балатонская оборонительная операция. Немцы бросили в бой элиту своих бронетанковых войск,
6-ю танковую армию СС,которая наступала в окрестностях оз. Балатон и продвинулась на несколько километров, но выполнить задачу по прорыву к Дунаю не смогла.
Ожесточенные бои в Венгрии естественно дали поток раненых в госпиталь Илияйнена, который за эти бои представлен к награде и в 1945 награждается орденом Красной звезды.
Окончание войны, майор медицинской службы Илияйнен, встретил вместе с госпиталем ЭГ-3212 в п. Бая. Тогда это была территория Венгрии, теперь это населенный пункт в Румынии.
15 июня 1945 года на базе 3-го Украинского фронта создается
Южная группа войск (первое формирование 1945-1947 ), задачей которой был контроль за выполением Болгарией и Румынией условий перемирия, заключенного этими странами с союзными державами. Одним из санлечучреждений Южной группы войск становится военный санаторий №269 дислоцированный на территории Болгарии. Именно туда, помощником начальника госпиталя по медицинской части и назначают Илияйнена. Возвращение на Родину откладывается еще на два года, при том, что Илияйнен в действующей армии с начала войны, с 22 июня 1941 по 9 мая 1945.
В феврале 1947 года, после подписания в Париже мирных договоров с Болгарией и Румынией Южная группа войск была расформирована и части группы начали выводится в СССР. Илияйнен возвращается в Союз, в распоряжение Начальника Военно-Медецинского Управления
Беломорского военного округа Ему присваивают звание подполковника медицинской службы и награждают орденом Ленина. Три месяца он находится за штатом, поправляет здоровье, встречается с родственниками и 25 августа 1947 г. получает неожиданное назначение в
Таврический Военный округ, штаб которого находится в г. Симферополь.
Новое место службы Запорожский гарнизонный госпиталь № 450 ТаВО. Где он проходит службу на должности помощника начальника госпиталя по медицинской части до 14.11.1953, когда приказом МО СССР №06431 был уволен в запас по ст. 59 п. «б» (по болезни). Война не прошла даром. Илияйнен тяжело болел и в 1965 году скончался в г. Симферополе где проживал с семьей после увольнения со службы. Похоронен в Симферополе. Так скоропостижно оборвалась жизнь человека удивительной судьбы, военврача Юхана Илияйнена.
P.S. Спасибо всем кто помог мне в поисках материалов по данной статье. К сожалению не получается загрузить фотографии военврача Илияйнена которые любезна предоставила из своего личного архива Людмила Павловна, племянница Юхана Илияйнена. Очевидно это связано с известными проблемами Живого Журнала. Но как только это станет возможно все семь фотографий с комментариями будут размещены в следующей части (часть третья - Эпилог) статьи про военврача Илияйнена. Кроме фото, в нее войдут воспоминания родственников нашего героя.
Статья написана на основе архивных материалов АВМД ВММ.