Feb 03, 2012 12:21
Один знакомый, в последнее время почитывавший воспоминания эмигрантов периода революции, а также прочитавший бунинские "Окаянные дни", сказал мне:
- Какая огромная трагедия случилась в жизни людей! Это настоящее потрясение! Сколько в них ненависти к тем, кто разрушил Россию. Вот скажи, разве у тебя после знакомства с такими историческими документами не поменялось отношение к большевикам и Октябрю?
- Нет, оно осталось исключительно положительным!
- Как, разве тебе не жаль этих людей, разве их трагедия не вызывает сочувствия?
- Вне исторического момента, в некоем идеальном пространстве, конечно, вызывает. А с точки зрения меня сегодняшнего - нет.
Разумеется, тут особо впечатлительные люди с высокой душевной организацией должны немедля хлопнуться в обморок, уличив автора в кровавости, безжалостности и цинизме.
Я же руководствуюсь исключительно соображениями здравого смысла.
В тот момент, когда Иван Алексеевич Бунин жил своей размеренной жизнью дворянина-литератора, прабабки и прадеды мои, так уж вышло, упорно вкалывали на селе от заката до рассвета, имея в лучшем случае до 2 классов образования, а по большей части и вовсе не владея грамотой. Грамоту им впоследствии, уже во взрослом возрасте, приходилось осваивать на уроках того самого легендарного советского ликбеза.
Перспективы и их самих, и их потомков, в том числе мои, были предпределены надолго вперёд. И в перспективах этих никак не фигурировали ни десять классов образования, ни тем более исторический факультет университета, законченный с красным дипломом.
Мироустройство российского общества было таково, что размеренная жизнь будущего лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина строилась на беспросветной неграмотности и отсутствии каких бы то ни было перспектив у большинства населения России.
Конечно, не Иван Алексеевич Бунин и не ему подобные утончённые натуры были тому виной. Однако они, по большому счёту, и не рвались к мирному переустройству основ того общества.
Променадно-моционная реальность собственного бытия их вполне устраивала.
Но нашлись люди, которые вдруг заявили:
- Да пошло оно к чёрту!
И перевернули эту реальность кардинально.
С точки зрения Ивана Бунина, а также современных клеймителей Октября 1917-го, они ввергли страну в катастрофу.
А с моей точки зрения, они открыли дорогу к светлому будущему.
По одной простой причине - благодаря достижениям Октября я получил возможность бесплатно лечиться, бесплатно учиться, бесплатно заниматься в кружках и спортсекциях, жить в квартире, полученной родителям от государства бесплатно, бесплатно получить высшее образование. То самое образование, которое и позволяет мне рассуждать обо всём этом.
То есть, по сути, моё персональное благополучие в жизни было построено на разрушении благополучия Ивана Бунина и людям его сословия.
Испытываю ли я на сей счёт угрызения совести? Ни малейших.
Потому что, в свою очередь, благополучие того сословия строилось на неблагополучии БОЛЬШИНСТВА народа России.
Да, среди современных россиян встречаются потомки предствителей имущих классов, для которых революция была однозначным злом. Но юмор в том, что их абсолютное МЕНЬШИНСТВО.
Сочувствуя им, хочу спросить остальных: в уме ли вы, граждане? Доколе вы будете плевать в колодец, из которого пили вы и родители ваши? Не было бы Октября, не было бы и вас, столь образованных, начитанных и широко мыслящих?
С руки ли вам болеть за "Адмирала", когда ваши, те, кто принёс вам большие возможности, были с другой стороны?
Воля ваша плакать об убиенных царских детях, но не стоит ли поплакать о безвинных детях рабочих и крестьянских, без счёта сгинувших в жерле государственной машины царской России?
Происшедшее в 1991 году было не революцией, а контрреволюцией, когда группа нечистоплотных лиц решила восстановить статус-кво, вновь сосредоточив все богатства и возможности внутри группы избранных лиц, именуемой элитой.
Признаемся честно: им это в целом удалось.
Они потому и активно педалируют тему страданий имущих классов после Октября 1917-го, что олицетворяют себя с ними.
То есть как талантливому Ивану Бунину было наплевать на то, каково приходится моей прабабке и БОЛЬШИНСТВУ, так и сегодня современной неталантливой элите наплевать на то, как приходится мне и БОЛЬШИНСТВУ.
При том, конечно, что, спасибо гарантиям, заложенным Октябрем и до конца не убитым, мое нынешнее положение в сотни раз лучше, чем положение моих предков на излете царизма.
Однако, когда меня спрашивают, жалко ли мне Михаила Ходорковского, отвечаю:
- Совершенно нет!
Ибо он, сидящий, строил свое благополучие не трудом и талантом, а ограблением БОЛЬШИНСТВА. Строил своё благополучие на неблагоплучии народных масс.
Строил ровно также, как строит его сегодня абсолютно вся правящая элита, включая либеральную фронду во главе с таким же честным, как Ходорковский, Михаилом Прохоровым.
А посему мое искреннее желание состоит в том, чтобы правнук мой, когда его спросят о том, что он думает о написанной в эмиграции книге Ксении Собчак "Окаянные дни" и сочувствует ли он автору, ответил:
- Вне исторического момента, в некоем идеальном пространстве, конечно, сочувствую. А с точки зрения меня сегодняшнего - нет.