Nov 03, 2004 20:58
Нужно явно и однозначно признать, что идеалом является объединение всех соцстран в один СССР. В котором административно-управленческое деление должно идти не по национальностям или исторически сложившимся при капитализме границам, а, например, по индустриально-климатическим зонам. Так должно быть. Но случилось по другому. Вопрос в том, почему этого не произошло в 46 - 49 годах, когда в Восточной Европе установилась народная демократия. К этому другому были свои предпосылки, и мы должны не назвать вынужденное отступление победой, а разобраться в причинах.
Я уже однажды писала об этом (по-моему, на форуме communist.ru) , но повторю тезисно. Я считаю, что в Восточной Европе был не готов субъективный фактор революции - компартии. Все местные компартии серьезно пострадали от фашизма. В ходе сопротивления (которое много где возглавили коммунисты), кадры, как рядовые, так и руководящие компартий сменились почти полностью.
Что ж это были за новые кадры? Это были герои-антифашисты. Однако, эти новые герои действовали как национально-освободительные движения своих стран, коммунистами многие из них стали только потому, что коммунисты были действенной силой сопротивления. Все эти люди, в отличие от старых кадров, воспитанных Коминтерном, вообще не умели (и не имели опыта) мыслить и работать в масштабах Земли. Они были мягкими левыми патриотами.
После установления в этих странах народной демократии и возвращения старых коминтерновских кадров (многие из них жили и работали в СССР, многие были спасены, некоторые даже обменены или выкуплены у фашистов) в компартиях стран Восточной Европы образовались по две фракции - старых «коминтерновцев» и новых «героев сопротивления». Коминтерновцы были (по большей части) грамотные марксисты и стояли за объединение соцстран, «герои сопротивления» довольно высоко ценили патриотизм (за который и боролись) и были против объединения. Там где победили коминтерновцы, например в Болгарии, там были обращения с просьбой присоединить к СССР. Там, где победили «герои сопротивления», например в Югославии, отношения с СССР быстро разрушились, социализм так и не начал строиться, процветали рыночные отношения и т.д. В большинстве же стран в компартиях был некий паритет. Присоединять одну Болгарию при нежелании присоединяться остальных было невыгодно политически.
Можно ли было ситуацию «разрулить»? Можно. Сталин и начал возрождать Коминтерн в форме Коминформа. Однако после смерти Сталина Коминформ тихо умер, а дальнейшая международная деятельность КПСС стала приобретать все более и более карикатурный вид.