Slovenija 2021 (XIV): Narodna galerija (1)

Nov 01, 2021 22:21

С задержкой на один день продолжаю рассказ о поездке в Словению в мае этого года. В прошлый раз мы остановились рядом с Национальной Галереей Словении в Любляне, и сегодня начнём неторопливый осмотр её весьма представительной коллекции, интересной уже тем, что за пределами Словении эти мастера, среди которых есть очень хорошие, практически неизвестны.

В фойе музея посетителей встречает оригинал фонтана, сооружённого в 1751 для главной площади города итальянским скульптором Франческо Роббой (1698-1757).




Фонтан был вдохновлён фонтаном Бернини на Пьяцца Навона в Риме и изображает аллегории трёх главных рек Карниолы.










Теперь осмотрим выставку словенского барочного художника Фортуната Берганта (1721-1769) и некоторые произведения его современников. Манера его немного наивно-провинциальная, однако не лишённая глубины и очень привлекательная.
Скульптура Богоматери из мастерской францисканцев (первая половина XVIII в.).




Св. Иоанн Богослов оттуда же.




Фортунат Бергант, так наз. "Богоматерь скапулярия" (1751). Скапулярий -- вотивный предмет, особенно распространённый среди кармелитов. Обратите внимание на изображение грешников в аду в левом нижнем углу.




Его же очаровательное изображение улыбающихся Мадонны с Младенцем ("Богоматерь доброго совета").




Для сравнения Антон Постль (вторая половина XVIII в.), Богоматерь с Младенцем ("Богоматерь доброго совета").




Фортунат Бергант, Св. Иосиф с Младенцем Иисусом, почти столь же очаровательный, что и Мадонна (1763).




Его же, Св. Вит в котле (1963).




Его же, Св. Георгий, убивающий дракона (1763).




Его же, Св. Алоизий (1767). Очень выразительная картина, по-моему.







Для сравнения Св. Аолизий Валентина Метцингера (1699-1759), одного из учителей Берганта (1740). Тут всё чинно-академично.




Фортунат Бергант, картины, изображающие крестный путь Христа, из церкви аббатства в Стичне (1766).







От религиозной живописи перейдём к портретам, на мой взгляд, очень хорошим.
Фортунат Бергант, портрет барона Вольфганга Даниэля фон Эрберга (1761), мецената и покровителя художника. Здесь уже никакой наивности, портрет, по-моему, мастерский.




Портрет его молодой жены Марии Анны фон Эрберг (1761).




Портрет баронессы Марии Ренаты фон Эрберг (1761); если это мать барона, то портрет посмертный и вряд ли художник мог её когда-либо видеть.




Его же, портрет барона Йозефа Антона Коделли (1762).




Его же, портрет люблянского купца Александра Андриоли; этот портрет безо всяких скидок украсил бы лучшие музеи -- что, собственно, он и делает, находясь в Национальной Галерее в Будапеште.




Его же, портрет Леопольда фон Бусета, аббата из Костаневицы (1765-69). В руках у аббата проект перестройки цистерцианского аббатства в городе.




Его же, портрет монаха Габриэля Швицена (1760-68). Обратите внимание на заплату на рясе.




Его же, портрет аббата барона Франца Ксавера Тауфферера (1764-67).




Портрет баронессы Марии Йозефы Гасперини, урождённой Хильдпрандт фон Оттенгаузен.




Его же, "Торговец прецелями" (1761), опять-таки первоклассная работа.




Его же, птичник из той же серии (1761).




На этом выставка кончилась, и я, пожалуй, остановлюсь. В следующий раз посмотрим коллекцию средневекового искусства -- предвкушайте! Спасибо за внимание.

ljubljana, sculpture, photos, painting, slovenija, barocco

Previous post Next post
Up