Римский-Корсаков - "Ночь перед Рождеством"

Jul 02, 2020 21:50

Сегодня впервые послушал целиком эту зрелую оперу Римского-Корсакова в записи Михаила Юровского. Впечатления смешанные. С одной стороны, местами очень красиво и почти всегда слышно безусловно выдающееся мастерство оркестрового письма, музыка переливается всеми цветами радуги, как картины импрессионистов. С другой стороны, мне по большей части не ( Read more... )

music, Римский-Корсаков, opera

Leave a comment

Comments 23

abel July 2 2020, 18:57:08 UTC
Я никогда не был большим поклонником этого композитора, но то, что его оркестр переливается всеми цветами радуги, верно. Кульминации это достигает во втором акте "Золотого петушка". Импрессионисты отдыхают. :) Ну, это скорее шутка. Хотя Дебюсси восторженно относился к Н.А.
Но его "стиль рюсс" был всегда мне чужд. Кроме, пожалуй, "Китежа".

Reply

petrark July 2 2020, 19:07:15 UTC
Вот когда-то я с подачи многоуважаемой cleofide послушал "Золотого петушка", и там мне понравилось вообще всё; но с тех пор не переслушивал, тем не менее. Да, "стиль рюс" мне в принципе не близок, но Н.А. я очень уважаю. Его "Шехерезада", по-моему, потрясающая вещь, одно из лучших оркестровых сочинений второй половины XIX в. И три симфонии (которые, кажется, почти никто не знает) тоже весьма неплохи. И многие оркестровые фрагменты опер. Выдающийся мастер.

Reply

abel July 2 2020, 19:19:30 UTC
"Шехеразада", "Антар" - гениальны. Из опер лучшие "Китеж" и "Золотой петушок". Из ранних, я думаю, "Снегурочка". Никогда не мог проникнуться "Царской невестой". В "Садко" есть очень интересные моменты. В основном, там, где изображается морская стихия (здесь он вообще недосягаем). Но он испытывал очень сильное влияние Вагнера, и это сказывается вплоть до прямых цитат. Особенно забавно в ариозо Царевны Лебедь "Ты, царевич, мой спаситель" - Птичка из "Зигфрида" почти в чистом виде. Но в целом, конечно, он весьма самобытен, хотя Стравинский, его прямой ученик, считал Чайковского гораздо более самобытным.
Ну и как чистого симфониста я его - для себя, по крайней мере - никак сравнить с Чайковским не могу. Он, кстати, и сам это понимал. Мне кажется, что чистые инструментальные формы - не его стихия. Но как сказочник и как маринист он бесподобен.

Reply

petrark July 2 2020, 20:33:14 UTC
Да, в "Ночи" тоже кое-где очень слышен Вагнер. "Антар" надо переслушать бы.

Reply


sforzi July 2 2020, 19:18:35 UTC
Попробуйте послушать старую запись Голованова. Там поют солисты оперной труппы Всесоюзного Радиокомитета и это просто выдающиеся артисты: Дмитрий Тархов, Павел Понтрягин, Алексей Королёв (и еще в других записях Варвара Градова, Людмила Легостаева, Наталья Рождественская - почти все сегодня неизвестны, кроме разве что последней). По-видимому, поскольку они работали в основном на запись и для радио-трансляций, у них были несколько иные требования к голосу, нежели у "настоящих" оперных певцов. Всё это (а это еще и две записи "Золотого Петушка", "Майская Ночь", две записи "Кащея" ну и наконец концертный и студийный "Китежи" - всё, что доступно сейчас в записи) слушается как радиоспектакли, в самом лучше смысле этого слова :)

Reply

petrark July 2 2020, 20:29:40 UTC
Спасибо за совет. Где бы всё это взять, на "Погружении", кажется, не было, когда я смотрел.

Reply

abel July 2 2020, 20:39:29 UTC
Посмотрите на классик-онлайн.

Reply

sforzi July 3 2020, 06:58:27 UTC
Да, там есть практически все записи, которые я указал

Reply


Leave a comment

Up