Продолжим
экскурсию по любекской Мариенкирхе.
В прошлый раз мы дошли до западного конца храма, и теперь взглянем на пространство центрального нефа по направлению к алтарю.
То ли на колонне, то ли на стене довольно забавное изображение в память о достопамятном походе двадцатилетнего Баха в Любек из тюрингского Арнштадта в 1705 г. с единственной целью послушать знаменитого престарелого Букстехуде и поучиться у него.
Бах пробыл в Любеке около трёх месяцев, в отличие от приезжавших в 1703 г. Генделя и Маттезона, которые, как пишут, покинули Любек на следующий день после встречи с Букстехуде. Всё дело было в том, что к выгодному посту органиста и казначея главной церкви Любека, который желавший удалиться на заслуженный покой Букстехуде им предлагал, прилагалась необходимость ни много ни мало взять в жёны старшую дочь композитора Анну Маргариту 1669 г. рождения, чего бывшие почти в два раза моложе её юные музыканты явно делать не хотели. В итоге Анна Маргарита Букстехуде всё же вышла замуж в 1707 г., уже после смерти своего отца, за мало кому известного ныне органиста и композитора Иоганна Кристиана Шиффердеккера, который был младше её всего на десять лет. Собственно, ровно то же самое пришлось проделать и самому Букстехуде, который в 1668 г. женился на второй дочери своего предшественника Франца Тундера (1614-1667), которую также звали Анна Маргарита. Кантату этого весьма достойного мастера "O Jesu dulcissime" я предлагаю в качестве музыкального сопровождения экскурсии.
Click to view
Продолжим осмотр. Свод капеллы в основании северной башни. В большом медальоне изображение архангела Михаила с весами, на которых взвешиваются добрые и злые дела умерших на Страшном суде.
Северный боковой неф.
Роспись свода в одной из капелл.
Свод северного бокового нефа.
Уже упоминавшиеся в прошлый раз фрески в нижней части больших окон центрального нефа.
Плохо сохранившаяся фреска, изображающая Христа с символами евангелистов.
Южная стена хора.
Снова витраж Пляски смерти. Повтор, но пусть будет.
Колонны, статуи и ограда хора.
Арки апсиды центрального нефа.
Оглянемся назад и посмотрим на большой орган на западной стене.
И заодно на стены и своды главного нефа.
Распятие и главный алтарь, созданный в самом конце XV в. мастером Кристианом Сварте.
На центральной панели - Богоматерь с Младенцем в окружении двенадцати апостолов, по бокам - эпизоды из жизни Девы Марии.
Стены хора.
Плохо сохранившиеся фрески, изображающие грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая.
Окна южной стороны главного нефа.
Своды центрального нефа. Насколько я понимаю, на замках изображены гербы соборов ганзейских городов.
Вот, например, знак собора в Дорпате-Дерпте, ныне эстонском Тарту.
Диковинные зверушки на своде.
Росписи на колонне.
Общий вид хора с большой фреской Св. Христофора.
Остатки барочного надгробия или памятного знака и средневековых росписей.
Снова фрески центрального нефа.
Очевидно, пророк Иона с китом.
Южный боковой неф в районе хора. Пол деамбулатория после войны был поднят примерно на метр для создания системы отопления.
Бронзовая купель первой половины XIV в., изготовленная мастером Гансом Апенгетером. К сожалению, я сфотографировал её лишь с одной стороны. На ней изображены святые и какие-то сцены.
Снова ограда хоров. Рельефы изображают Тайную вечерю (слева) и омовение ног апостолам (справа). К сожалению, снять крупным планом я не догадался.
Растительность на капители.
Свод в деамбулатории.
Фрагменты большого табернакля (дарохранительницы) второй половины XV в. Целиком он на фотографии не получился.
Выйдем наконец из церкви наружу. У одной из стен находится знак в память о погибших в двух мировых войнах прихожанах.
Башни.
Солнечные часы на контрфорсе южной башни.
Узкие окна одной из боковых капелл.
Дверные ручки в виде скульптурных групп под зонтиками.
Вид на ратушу.
Опять южная башня.
Если я правильно помню, портал западного фасада, который был на ремонте.
Вид с северо-востока.
Большая капелла апсиды.
И сама апсида, весьма скромная.
Последний взгляд.
Спасибо за внимание. Продолжение прогулки по Любеку следует.