Решил продолжить показывать Равенну (первый "выпуск" см.
здесь). Сегодня речь пойдёт о знаменитой базилике Сант-Аполлинаре-Нуово. Об истории базилики и иконографии мозаик советую почитать в подробной и дельной
статье в русской википедии, а под кат приглашаю полюбоваться с минимальными комментариями.
Поздний портик и колокольня.
Общий вид внутри. Потолок и апсида поздние, главное богатство на боковых стенах. Мозаики VI в., первоначально созданные при остготском короле Теодорихе, а затем частично переделанные при византийском императоре Юстиниане, который хотел искоренить память о своём предшественнике - еретике-арианине.
Три яруса мозаик изображают сюжеты из Евангелия, пророков и святых и две процессии - мучеников и дев. Поскольку в базилике мы были ясным апрельским днём, мозаики северной стены получилось хорошо, а фотографии южной стены тёмные.
Порт Классе и начало процессии дев.
Девы не безымянные.
В отличие от пророков и святых, пытаться опознавать которых я не буду.
Сцены из верхнего яруса почти не получились, но некоторые я покажу. Притча о Страшном суде (отделение овец от козлищ).
Не знаю, что за сцена. Обратите внимание на птичек.
Христос и самаритянка. На южной стене Христос изображён без бороды, а на северной - с бородой.
Если присмотреться, то все святые мученицы имеют индивидуальные черты лица, разные одеяния и диадемы.
Процессия дев постепенно переходит в одно из самых ранних и одновременно великолепных изображений поклонения волхвов.
Сами волхвы. Посмотрите на позы, лица, одеяния, общую композицию изображения. Удивительное мастерство.
Над ними - видимо, два евангелиста и "уловление" Петра и Андрея.
Богоматерь с Младенцем в окружении четырёх ангелов с очень выразительными лицами.
Временно отвлечёмся на не представляющие особенной культурной ценности (разве что как памятник вандализму так называемой "просвещённой" эпохи) барочные части церкви, сфотографированные скорее из педантизма.
В апсиде, слава Богу, нет никаких крупных кричащих росписей.
Капелла Св. Антония Падуанского.
Мозаики северной стены начинаются с фигуры Христа на троне в окружении четырёх ангелов. Здесь Христос уже с бородой.
Обращённая к Христу процессия мучеников, также скрупулёзно поименованных. Мужчины не столь нарядны, как девы, но их фигуры не менее интересны.
Завершается (точнее, начинается) процессия изображением дворца Теодориха (Palatium), которое было сильно переделано при Юстиниане. Византийской "цензурой" были "вымараны" изображения самого короля и его приближённых, от которых уцелели следы, на моих фотографиях, к сожалению, не видные.
Вид в сторону западного фасада.
Потолок, в общем, ничем не примечательный (и хорошо, не отвлекает).
Верхний ярус северной стены изображает сцены Страстей. Христос перед синедрионом (?).
Две неясные сцены.
Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки.
Несение креста.
Жёны-мироносицы и ангел у Гроба.
Христос и апостолы по пути в Эммаус.
Христос в окружении апостолов.
Голуби, венец и крест.
Кафедра VI в.
Вернёмся к южной стене.
Ещё раз полюбуемся на святых дев.
Под мозаиками поздние изображения святых с указанием даты, видимо, их праздников. Св. Бернардин 20 мая, Св. Людовик Тулузский 18 августа.
Несколько кадров из тени боковых нефов.
Поздний алтарь в боковом нефе.
Лица ангелов.
Богоматерь с Младенцем.
Цветы у Её ног.
Пара общих планов напоследок.
Выйдем наконец наружу. Растения во дворике.
Колокольня X в.
Удаляемся.
Продолжение следует.