Решил-таки сделать из
этого нормальный пост с фотографиями. Итак, городок Оппенхайм на Рейне к югу от Майнца (некогда вольный имперский город, знаменитый в частности тем, что именно здесь в 1076 г. германские князья призвали короля Генриха IV предпринять поход в Каноссу), готическая церковь Св. Екатерины, одна из крупнейших и красивейших на Рейне. Начало постройки датируется 1225 г., интересующий нас сегодня западный хор был выстроен во второй четверти XV в. С 1556 г. церковь является лютеранской (несмотря на то, что сейчас Оппенхайм входит в католическую область Rheinland-Pfalz, конфессионально он объединён с лютеранской областью Гессен-Нассау). В 1689 Оппенгейм постигла та же судьба, что и многие другие города рейнской области, - он был сожжён французскими войсками, и церковь после этого почти два века лежала в руинах. Реконструкция в основном происходила в 1879-1889 гг., однако западный хор не был покрыт сводами до конца 1930-х годов. Витражи больших окон западного хора были созданы в 1978-1998 гг. С моей точки зрения художественный уровень, стилистическое разнообразие и одновременно композиционное единство этих витражей ставят их в один ряд с такими средневековыми шедеврами, как витражи Saint Chapelle в Париже, или со знаменитыми циклами новейшего времени вроде витражей Шагала в церкви Св. Стефана в Майнце (о которых как-нибудь обязательно пойдёт речь). При этом особенной информации об этих витражах в интернете нет, а книжку я покупать поленился, так что скупая информация почерпнута из описания на стене церкви. В общем, судите сами.
Несколько общих видов.
Свод с переплетающимися нервюрами и резными замками.
Теперь посмотрим на окна.
Окно "Образа и подобия" (Gleichnisfenster, художник Heinz Hindorf) с аллегорическими изображениями.
Напротив него окно, посвящённое истории города и церкви, выполненное тем же художником в очень похожей манере.
Война и пожар.
Сцены повседневной жизни.
Строительство церкви.
Узкие окна апсиды.
Полуколонны с расходящимися ветвями нервюр.
Окно Христа ("Christusfenster", художник Gustel Stein, совсем другой стиль) со сценами из Евангелий.
Благовещение, посещение Елизаветы, Рождество.
Рождество, поклонение волхвов, крещение, призвание апостолов.
Разные сцены из жизни Христа вплоть до въезда в Иерусалим.
Верхняя часть окна посвящена Страстям.
Распятие, Воскресение, Второе пришествие.
Центральное окно апсиды "Сотворение мира" (Х. Хиндорф).
Адам и Ева, грехопадение, изгнание из рая.
Внизу фигуры ветхозаветных пророков и библейские сцены.
Окно Святого Духа (Heilig-Geist-Fenster, худ. Густель Штайн).
Нисхождение Святого Духа на апостолов.
Фрагменты Деяний апостолов.
Тайная вечеря и фрагменты житий апостолов и Девы Марии.
Успение Девы Марии и Второе Пришествие.
Одно из двух окон, посвящённых евангелистам (Матфей и Иоанн; Х. Хиндорф).
Другое (Марк и Лука; тот же художник).
Общий вид апсиды.
Самое оригинальное из всех окон посвящёно справедливости, миру и сохранению мироздания ("Gerechtigkeit, Frieden und Bewahrung der Schöpfung", художник Херман Гейер из баварского Ульма). Оно всё в языках пламени и постоянном движении. Можно подумать, что это сцены из Откровения, но вроде нет (там есть, например, Иисус с учениками на корабле и ещё что-то из Евангелий).
Что-то вроде розы - совершенно невероятное.
Фрагменты.
Окно, посвящённое местным виноделам (Weinbergfenster, худ. Х. Хиндорф).
Несколько окон сразу.
Отсветы от витражей на полу.
Нижняя часть окна "Образа и подобия".
Старинные надгробия.
Ещё одно.
Напоследок ещё несколько общих видов.
Дверь, ведущая в основное здание церкви:
Продолжение следует, поскольку это только западный хор, а есть ещё вся остальная церковь.