Собор Святого Георгия в Ферраре (Романья) был построен в XII в. и являет собою один из ярчайших примеров романского искусства Северной Италии - и одновременно того, как мало это искусство ценилось в последующие эпохи, когда интерьер собора был полностью переделан в скучное и тяжеловесное барокко сомнительной художественной ценности. Поэтому здесь будет в основном знаменитый главный фасад.
Грандиозный фасад из трёх секций одинаковой высоты построен из мрамора и сочетает типично романскую ярусную структуру с элементами ранней готики (стрельчатые арки и розетки). Главный портал защищает традиционный портик с колоннами, опирающимися на львов, и львы же охраняют фасад с боков.
Украшенная скульптурами и рельефами средняя секция фасада.
Самый верхний ярус с взбирающимися по ступенькам арками и колоннами.
Фрагменты фасада.
Рельефы со сценами Страшного суда.
Боковой портал с чьим-то бюстом.
Статуя Альберто V д'Эсте, герцога Феррары и Модены в конце XIV в. Выражение лица у него весьма тираническое.
По левую руку от герцога длинная надпись.
Мой излюбленный ракурс - снизу по вертикали.
Центральный портик.
Колонны поддерживают атланты, сидящие на спине у львов. Атлантов в этом соборе особенно много.
Тимпан с изображением Святого Георгия, покровителя Феррары. Панели под тимпаном, насколько я вижу, изображают историю Рождества.
Статуи и орнамент.
Ещё атлант. Аж язык высунул от тяжести.
Его напарнику, видимо, полегче. Или это один дразнит другого?
Птицы, растения и всякие монстры.
Этот атлант совсем зажат между камнями.
Лев, стерегущий подступы к собору. Зачем ему колесо, непонятно. (В комментариях говорят, что это не лев, а грифон, а колесо - от повозки, им сокрушённой.)
Снова поглядим вверх.
По бокам портика две статуи. Одна просто стоит.
А другая очень выразительно указует перстом.
Очень страшный Страшный суд (и заметьте, изображение обнажённой натуры на храме почему-то в Средние века считалось вполне уместным).
Воскресшие вылезают из гробов прямо на свежий воздух и под объективы любопытных туристов.
Аскетичный боковой портал.
Лев и его жертвы.
Войдя внутрь, перед тем как попасть в барочное безобразие, можно увидеть несколько средневековых вещей. Купель.
Саркофаг.
А вот и интерьер "во всей красе".
Апсида с фреской Страшного суда некоего Бастьянино (конец XVI в.), являющей собою вариацию фрески Микельанджело в Сикстинской капелле.
От "света Возрождения" вернёмся в "тёмное Средневековье".
Очень натурально изображены адские муки.
Лоно Авраамово.
Ещё один лев (или грифон?). Кажется, он никого не попирает, зато на боку у него что-то подозрительное, а на морде недоумение.
Грифон на цоколе.
Отойдём от фасада. Колокольня, пристроенная во второй половине XV в. по проекту выдающегося архитектора, художника и гуманиста Леона Батиста Альберти. Вообще говоря, пришей кобыле хвост, но на фоне вторжений более позднего времени смотрится отрадно.
Общий вид с южной стороны, выходящей на рыночную площадь. Видны оставшиеся от изначального средневекового проекта ярусы колонн и арок и грубые вторжения в верхней части. Черта, которой я нигде больше не видел, - пристроенные снизу к собору торговые ряды, судя по колоннам, весьма древние.
"Пляшущие" колонны.
Напоследок снова вид сбоку на фасад.