Раньше я уже
показывал замечательные деревянные скамьи из собора в Мерзебурге, а теперь приглашаю прогуляться по этому славному саксонскому городку.
Мерзебург -- один из древнейших городов Саксонии. Впервые он был упомянут в конце IX в., в начале X в. германский король Генрих Птицелов основал тут дворец, а в середине Х в. в городе было основано епископство, бывшее вплоть до Реформации одним из важнейших в этой части Германии (в мерзебургский диоцез входил, в частности, Лейпциг). Германистам и филологам этот город известен в первую очередь благодаря
"мерзебургским заклинаниям" -- единственному дохристианскому тексту на древневерхненемецком языке, обнаруженному в XIX в. в одном из кодексов библиотеки мерзебургского собора. Наиболее значимые историко-культурные памятники города -- готический собор Св. Иоанна Крестителя и Св. Лаврентия, заложенный в начале XI в. и перестроенный в позднеготическую эпоху, и прилегающий к собору епископский замок конца XV-начала XVI в. Расположенные на берегу реки Заале, замок с собором с возвышающимися над ними по меньшей мере пятью островерхими башнями исключительно живописны.
В городе есть остатки старинных укреплений.
В городе сохранились старинные дома (в не очень большом числе) и иные занятные достопримечательности. Вот, например, фонтан, точнее, источник питьевой воды:
Ещё один фонтан, более современный.
Оригинальное решение оформления эркера:
Старинные кварталы:
Готическая (или неоготическая?) приходская церковь Св. Максима:
Руины церкви Св. Сикста с возвышающейся над ними живописной водонапорной башней (в кайзеровской Германии умели строить эти сооружения не только основательно, но и со вкусом):
Ворота, ведущие к замку.
Вход в музей, которым теперь является территория собора и замка.
Епископский комплекс Мерзебурга прекрасен и крупным планом, и в деталях.
Просторный внутренний двор замка (одна сторона его -- стена собора), залитый весенним солнцем (дело было 8 мая).
Внутрь замка попасть нельзя - открыты лишь небольшие, видимо, наиболее живописные фрагменты. Например, богато украшенная в итальянском стиле ренессансная винтовая лестница.
Того, кто поднимется по лестинце, наверху ждёт чисто немецкий позднеготический свод.
Царь Давид над одним из многочисленных порталов замка.
Ещё один портал - в совсем другом стиле (внимательный зритель уже заметил, как гармонично тут сочетаются готика, ренессанс и барокко).
Скульптуры ангелов и евангелистов.
Медные водосточные трубы с головами драконов.
Одно из немногих доступных публике помещений с резными деревянными изображениями под потолком, родственными демонстрировавшимся ранее скамьям в соборе.
Наконец, сам собор. Вид с замкового двора. Видно, что сооружение очень небольшое. Обратите внимание на необычную крышу.
Главный портал (вход в собор не через него, а через то, где царь Давид).
Войдём внутрь. От раннесредневекового романского собора почти ничего не осталось, зато можно в полной мере насладиться изяществом позднеготического убранства. В отличие от испанской буйной роскоши, здесь царят сдержанность и изобретательность в мелочах. Характерная для Германии конструкция из трёх одинаковых по высоте нефов придают небольшой церкви объём и делают её очень светлой.
Своды в притворе и в самом соборе:
Романская купель XII в.
Ренессансная статуя неопознанного знатного лица.
Общий вид в сторону алтаря.
Вид из бокового нефа. Высокие колонны, поддерживающие ажурный свод, изящны и кажутся тоньше, чем на самом деле.
Вид в сторону, противоположную алтарю. Роскошный орган второй половины XIX в., построенный по барочным эскизам, -- один из крупнейших в Германии. Видно, какой широкий центральный неф.
Деревянная кафедра XVI в., украшенная богатой резьбой.
В соборе немало ренессансных алтарей и другой живописи.
Весьма интересная картина, изображающая легенду о единороге; точный смысл всех аллегорических изображений мне неизвестен, буду признателен, если кто-нибудь объяснит.
Большой алтарь с распятием в одной из капелл.
Барочный главный алтарь в апсиде, кажется, хранящей следы древнего собора.
Редкостная алтарная преграда с изображениями мерзебургских епископов.
Деревянное распятие середины XIII в. висит по перекрестьем.
Современный семисвещник (свечей, правда, в нём вроде бы двадцать одна).
Выйдем во дворик (кстати, готические церковные дворики с их сочетанием архитектуры, декора, природы и свежего воздуха -- ещё одно моё пристрастие, я их ещё покажу в немалом количестве из разных мест). Фонтан с изображением епископа (может быть, это тот самый Тило из Троты, который в конце XV-начале XVI в. построил нынешние собор и замок?).
Массивные стены без лишних украшений, с "пустыми" арками - не то что в Испании...
Готическая галерея с надгробиями по стенам.
Люблю сочетание старинной архитектуры с зеленью и цветами.
Ещё несколько фрагментов собора и замка снаружи.
Оркестровые (?!) колокола в одном из проходов.
Выйдем к реке, берега которой утопают в зелени. По другую сторону моста - романская церковь Св. Фомы.
Живописные берега Заале.
Несколько нерезкий вид замковых башен.
Шумный и бурный порог реки.
С противоположного берега Заале открывается замечательный вид на замок и собор -- один из них вы видели в начале поста.