La Sainte Chapelle

Dec 23, 2012 21:16



По просьбе Аси-kliaksa_k показываю свои фотографии более чем шестилетней давности из Sainte Chapelle в Париже - места столь же волшебного, сколь и популярного среди туристов.

La Sainte Chapelle ("Святая Капелла") была воздвигнута в 1242-1248 гг. по приказанию короля Людовика IX (впоследствии Святого Людовика) в качестве придворной капеллы для хранения приобретённых им у византийцев реликвий страстей Христовых, в частности, фрагмента тернового венца. Капелла по праву считается одним из наиболее совершенных (если не самым совершенным) образцом золотого века французской готики благодаря лёгкости формы и гармоничности архитектурных пропорций. Колоссальные пространства витражей, находящиеся, в отличие от больших соборов, не только относительно близко к зрителю, но и все в поле его зрения, создают ни с чем не сравнимую атмосферу, в которой действительно захватывает дух.
Несмотря на то, что капелла за почти восемь веков своего существования в целом сохранила первоначальный облик, её история знала и позднейшие наслоения (западная роза в "пламенеющем" стиле была добавлена в конце XV в., а роспись интерьера вообще выполнена в XIX в.), и разорение во время Революции, и научно обоснованную бережную реставрацию под руководством возродителя французской готики Эжена Виоле-ле-Дюка.

Снаружи, между прочим, хорошо видно, что каменный каркас капеллы вовсе не так эфемерен, как может показаться изнутри.















Капелла состоит из двух ярусов - нижнего и верхнего; фотографировать в нижнем было затруднительно из-за недостатка света и обилия публики. Надеюсь, придиричивые читатели простят мне один расплывчатый, но всё же красивый кадр.





Тот, кто впервые в жизни поднимается по винтовой лестнице и входит в залитую сине-красным светом верхнюю капеллу, этот драгоценный ларец из цветного стекла, испытывает очень сильное потрясение.



Окна пятнадцатиметровой высоты и почти пятиметровой ширины содержат бесчисленные многофигурные изображения библейских сюжетов. Я покажу некоторые из них общим, средним и крупным планом.























Схематическое изображение крепости, появляющиееся в качестве элемента фона на многих витражах наряду с более известной капетингской лилией, - герб матери Людовика IX Бланки Кастильской.



















Роза конца XV в., изображающая Апокалипсис, выбивается из ансамбля витражей и стилистически, и колористически, однако её положение (перпендикулярно основным линиями витражей) спасает её от того, чтобы быть совсем лишней. Взятая сама по себе она очень хороша.



12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; 15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. 16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. (Откр. 1)



И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. (Откр. 6:5)







Фотографий скульптур апостолов и прочего убранства у меня почему-то почти нет.







Росписи под розой относятся к XIX веку:



france, sculpture, vitraux, paris, photos, gothic

Previous post Next post
Up