В отказе Мандельштама считать себя современником тех, с кем он жил, огромную роль сыграло то, что люди, соседившие с нами во времени, совершенно потеряли самые элементарные представления о прошлом и непрерывно спекулировали предвосхищением будущего. Современники же в понимании Мандельштама это совместные "держатели времени" ("Разговор о Данте"),
(
Read more... )
Comments 30
Reply
Reply
Наибольшее уважение вызывает у меня позиция Блока в этом вопросе. Не питая иллюзий по отношению "Катек с Ваньками", он, тем не менее, понимал неизбежность и правомочность их вакханалии. Не принимая будущего, похоронил прошлое.
Если вдуматься, "акмеисты" вообще всегда находились вне дискурса. Боялись устриц, убежали к нереидам, а потом тосковали о Годивах. Вот вам их путь из прошлого в будущее. Неслучайно они так ненавидели Чехова, это безжалостное зеркало предреволюционной реальности.
Reply
Reply
Reply
А что там пробовать, если "корабль ко дну идет"? Обратите внимание на то, что я употребил не только термин "неизбежность", но и термин "правомочность". Последнюю в "Сумерках свободы" трудно обнаружить. Мандельштам рассматривает общественную коллизию только как личную катастрофу.
Не станете же Вы обвинять его в том, что он в 12-15 гг. писал о Нотр-Даме, Айя-Софии и Гомере - а это оглядка в прошлое точно такого же порядка, точно такая же тоска по мировой культуре, от которой он, возможно, так же оторван, как при советсткой власти - от своего собственного прошлого. Оторван от Нотр-Дама? Бедняга! Это в то время как его современники гибли на фронте, становились жертвами голода и эпидемий. Лев Толстой переживал, что вместо кресла, купленного его женой, можно было бы купить крестьянину лошадь и спасти его от голода. А Мандельштам между тем ломал "тоненький бисквит" "тончайшими пальцами ( ... )
Reply
Leave a comment