Аистенок - первый детский балет.

Oct 14, 2012 13:49

В училище полным ходом идут репетиции балета «Тщетная предосторожность», первый спектакль 2 ноября.
Наверное поэтому вспомнилось и захотелось поделиться.



Аистенок Ю.Волкова

В 1937 году силами учащихся Московского хореографического училища был поставлен спектакль "Аистенок», первый детский балет, один из первых балетов на советскую тему.



Эскиз декорации к III акту. Художник В.М.Зимин.

Спасённый советскими пионерами Олей, Васей и их друзьями Аистёнок улетает на зиму в далёкую Африку и возвращается с новыми товарищами, среди них - Негритёнок, освобождённый добрыми животными от жестокого Плантатора.



III акт


Наивно, но, тем не менее, спектакль сыграл большую роль в истории балетного училища и в судьбе будущих артистов балета. Поставленный на музыку Дмитрия Львовича Клебанова в 1937 году, «Аистенок» появился благодаря дебютантам балетмейстерам, артистам Большого театра Н.Попко, Л.Поспехину и А.Радунскому и впоследствии вошел в репертуар Большого театра.



Картина II акта.

Все образы животных в балете «Аистенок», по существу, представляли собой разные человеческие характеры, танцы и сцены поставлены были интересно, и дети с удовольствием участвовали в этом, «своем», спектакле.



Петух - Л.А.Швачкин. III акт.



III акт.



Сцена из 2 картины II акта.



Сцена из II акта.

Интересно читать воспоминания первых участников балета. Вот, к примеру, что рассказал в своем интервью журналу «Балет» первый исполнитель партии Пса Ной Авалиани: «Балет «Аистенок» задумывался балетмейстерами исключительно для детей. А так как дети очень любят животных, наш спектакль, где как в калейдоскопе, сменяя друг друга, чередовались различные представители животного мира, вызывал у них неподдельный интерес. Юные зрители с таким восторгом относились ко всему происходящему на сцене, что нередко вскакивали мест и бежали к рампе, а стоящий за пультом Юрий Файер только успевал отмахиваться от них дирижерской палочкой. Надо сказать, что и сами участники получали от спектакля не меньшее удовольствие. Интересно, как создатели балета подбирали главных исполнителей. Иногда в коридоре училища можно было услышать такой диалог: «Смотри, идет Володя Левашев - просто вылитый петух! А из Кондратова и Меченко получатся замечательные обезьяны!» Подмечая в учениках склонность к подражанию».
Несомненно, удачной находкой была Кошечка в исполнении ученицы третьего класса Майи Плисецкой. На сцене стояла большая корзина, в которой сладко спала Кошечка. И когда утром весь птичий двор просыпался, Пес принимался будить пушистую соню, отчего та сердилась и начиналась обычная перепалка кошки с собакой. Кошечка у Плисецкой получилась грациозной, игривой, но немного коварной.
Очень трогательны воспоминания первой исполнительницы партии Аистенка Елены Ванке: «Я училась в четвертом классе, когда во время урока инструктор училища Наталия Сергеевна попросила меня выйти. В голове промелькнула мысль: «Что же я такого сделала, что меня вызывают во время урока?!» Выхожу в коридор, передо мной стоит любимый всеми учениками Александр Иванович Радунский. Он внимательно осмотрел меня со всех сторон. А я была очень худенькая, с длинными ногами и руками, с такой вытянутой фигуркой, что некоторые педагоги недоумевали: то ли меня не кормят, то ли я чем-то болею... В то время в училище принимали еще совсем маленьких детей: мне не было и семи лет, когда я поступила.
Очутившись в коридоре перед взрослыми людьми, я совсем растерялась. Александр Иванович совершенно бесцеремонно задрал мне юбочку, посмотрел на ноги и произнес только одно слово: «Годится!». Куда «годится» и что это значит, для меня осталось абсолютно непонятным. Позже поняла, что речь идет о постановке нового балета «Аистенок». Балетмейстеров Попко, Поспехина и Радунского все мы, ученики, прекрасно знали: ведь они были в первую очередь артистами Большого театра, а нас, детей, занимали тогда во всех операх и балетах Большого -так было принято.
Еще толком не понимая, кого же мне предстоит исполнять в новом балете, я уже мечтала о своем костюме, о красивой розовой пачке в блестках. Но когда костюм оказался готов, меня ждало глубокое разочарование. Вместо желанной пачки я увидела наряд Аистенка, который состоял из белого, расшитого перышками купальника с высокими проймами (чтобы ноги казались еще длиннее), белой шапочки с красным клювом, красного трико и красных пуантов. Сначала я ужасно расстроилась, но потом поняла, что мой Аистенок - все-таки главный персонаж балета!



Сцена из 2 картины II акта.

Вообще спектакль был необыкновенно красочным и пользовался огромным успехом у зрителей. Дети в зале реагировали на происходящее живо и непосредственно. Например, они криками предупреждали героев об опасности, громко осуждали действия отрицательных персонажей».
Второй исполнительницей партии Аистенка стала юная Раиса Стручкова. А когда в 1948 году балет был возобновлен и шел под вторым названием «Дружные сердца», она перевоплотилась в обаятельную пионерку Олю, столь близкую жизненному облику балерины - активной общественницы, непременной участницы всех начинаний комсомольцев школы и театра.



Оля - Р.С,Стручкова. Сцена из III акта.



I акт.



Сцена из  II акта.



Сцена из 2 картины II акта.



Сцена из 2 картины II акта.



III акт.



Сцена IV акта.

Спектакль был очень популярен. Доказательством тому служит выпускавшаяся в 50-х годах на ДФЗ в Вербилках серия фарфоровых статуэток, посвященных центральным персонажам балета. Скульптор И.Алпакович.



Балет «Аистенок» шел не только в Большом театре. В 1948 году с постановки балета «Аистенок» на сцене Ленинградского Дома культуры имени А.М. Горького начался творческий путь, еще совсем юного тогда Ю.Н.Григоровича.
А силами Московского училища балет в последний раз был восстановлен в 1964 году.
На закуску, для самых любопытных небольшой отрывок из балета "Аистенок", запись1965-го года.

image Click to view

.

видео, былое, МГАХ, балет

Previous post Next post
Up