Я готовил это ко Дню Космонавтики - поэтому там Гагарин и все дела. Но как это у меня бывает - проебал все полимеры. Пусть будет так как есть:
Click to view
Павел Владимирович Клушанцев родился 25 февраля 1910 года, в Санкт-Петербурге. В 1930 году окончил операторский факультет Ленинградского кинотехникума и был направлен кинооператором в «Белгоскино». Проработал там четыре года, затем перешел на «Ленфильм» и, по собственным словам, понял, что его происхождение из интеллигентной семьи будет всегда вызывать подозрение и препятствовать продвижению по службе...
- Я решил занять «экологическую нишу». Я увлекся комбинированными съемками, которые все избегали из-за трудности. Я решил, поскольку в технике разбираюсь, я стал заниматься сложными комбинированными съемками. Этим я стал отличаться от других операторов, и стал в какой-то степени незаменим.
(из интервью перед фильмом «Планета бурь»)
В 1937 году организовал цех комбинированных съемок. Обширные технические знания позволяют Клушанцеву внедрить целый ряд новых приемов в области создания спецэффектов.
Во время Великой Отечественной Войны Клушанцев снимает военно-учебные фильмы на студии «Сибтехфильм». После войны Павел Владимирович работает на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов. В 1972 году, не сойдясь с новым руководством, Клушанцев был вынужден отойти от дел. Он пишет книги о космосе для детей, его фильмы практически выпали из поля зрения зрителей, он незаслуженно забыт. В 1999 году, 27 апреля он умирает.
Научно-популярное кино Клушанцева действительно научное и популярное. Его интересно смотреть, оно захватывает, тревожит воображение и доставляет удовольствие зрелищностью. Смелые футуристические прогнозы спаяны с историческими фактами, личностями и сдобрены качественной и доходчивой мультипликацией - фильм «Тайна вещества» (1956) ведет свой рассказ от Демокрита и алхимиков, а заканчивает первой АЭС и мечтаниями об атомных кораблях и звездолетах.
Первой большой победой Клушанцева стала «Дорога к звездам» (1957), не смотря на то, что руководство восприняло идею отрицательно - «лучше что-нибудь про увеличение урожайности свеклы». Картина рассказывает о жизни и работе К.Э. Циолковского, о теории космических перемещений и все что с этим связано. Нельзя не отметить то, что съемки начались еще до вывода на орбиту первого искусственного спутника Земли, хотя на экраны фильм вышел в том же 57 году. Рассказ о Спутнике был вставлен в срочном порядке, уже перед самым выходом фильма.
Было напечатано 1.5 тысячи экземпляров «Дороги к звездам». В Ленинградском «Титане» фильм шел 40 дней, с нескончаемым аншлагом. Права на прокат приобрело множество стран, в США крутили отрывки по телевидению…
В 1962 году вышла «Планета Бурь» - приключенческий фильм о полете на Венеру по повести Казанцева. Фильм закуплен 28 странами! В СССР его посмотрели миллионы людей, в США фильм дважды перемонтировался, совмещался с
«Небо зовет» и выпускался как фильмы собственного производства - «Путешествие на планету доисторических женщин» и «Путешествия на доисторическую планету». Выпускался и комикс с кадрами из «Планеты Бурь».
Однако министр культуры СССР Е.А.Фурцева заметила после просмотра: «Фильм в целом не плох, но советские женщины-косманавты плакать не должны.» Официальная точка зрения бросила тень на творчество Клушанцева.
Затем последовали научно-популярные «Луна»(1965) и «Марс»(1968). Красочные и интересные ленты рассказывали об изучении этих планет и тоже заканчивались фантазией - как будет происходить их освоение?
Да, многое в фильмах Клушанцева наивно, а сейчас даже и смешно… Ракеты не стоят на пусковом столе на стабилизаторах, а Марсианские каналы оказались оптическим обманом - наука не стоит на месте. Но нужно помнить - в каком году это было снято! Та же «Дорога к звездам» - рассказывает о первом полете человека в космос - за 4 года до полета Гагарина, о посадке на Луну - за 12 лет до «Аппалона-11», об орбитальных станциях - за 14 лет до «Салют-1»…
Фильмы замечательного мастера, опередившего время до сих пор удивляют качеством, красотой, способностью увлечь зрителя.
Ракеты готовы штурмовать космос. «Дорога к звездам»
Рабочие катают по павильону барабан со съемочным оборудованием и актерами - создают невесомость.«Дорога к звездам»
Подвешенные над оператором актеры и декорации имитируют монтаж орбитальной станции в открытом космосе. «Дорога к звездам».
Робот из «Планеты бурь» и его водитель.
Сложная система съемок через тонкие аквариумы - создание подводного мира «Планеты бурь».
Для создания иллюзии полета над поверхностью, планетоход «Планеты бурь» был закреплен на стреле специального крана.
Модель того же планетохода, которая использовалась в макетных съемках, теперь где-то пылиться - кадр из док.фильма о Клушанцеве «Звездный мечтатель».
На съемках «Луны» - космонавты обнаруживают залежи льда.
Просто немножко кадров. Из «Планеты Бурь»:
Из «Луны»:
Из «Марса»: