Brave new world

Oct 19, 2017 23:22

XIX век, помимо того, что был веком капитализма, был веком нигилизма, когда была объявлена «смерть Бога», отвергнут сверхчувственный мир и «вечные ценности», то есть старые ценности религии и традиции. Вместо них человеку была предложена Пустота: в истории, жизни, в том числе его собственной. Было доказано, что нет никакого «высшего» смысла, ( Read more... )

филиппики, капитализм, философия

Leave a comment

Comments 14

ltraditionalist October 20 2017, 05:50:12 UTC
Конгениально.

Reply


mark9x October 20 2017, 09:00:51 UTC
К чему такая чувственная драматичность? "Человеку была предложена пустота". Не было такого, и никогда не будет. Вы же сами и утверждаете, что человеку была предложена идея прогресса со всеми сопутствующими утешениями и атрибутами. Одну идею "вечных ценностей" заменили на другую идею, на "благо потребления", но идейная необходимость осталась одной и той же. Она и не может быть никакой другой. Это необходимость заполнить внутреннюю пустоту. Вы можете лишь настаивать что ваша идея вечных ценностей будет покруче, поинтересней, более правильная, более ценная и с более глубоким идейным смыслом. Однако, чтобы настаивать на её глубине, вы должны знать, что такое внутренняя пустота. А иначе ваша идея просто размазана по поверхности сознания словами, как и любая другая. Вы знаете, что такое внутренняя пустота? Разве не бежим мы все от неё? Разве не является она нашим кошмаром? И что же противоположно пустоте? А противоположно ей накопление. То самое потребление, только в вашем случае потребление нематериальное. Но ценности нравственные. ( ... )

Reply

pessimist_v October 20 2017, 22:06:12 UTC
Я могу спросить то же самое: зачем такая «чувственная драматичность»? Это, собственно, насчет «ненасытной духовной жадности». По мне это юный романтизм.
Естественно, Пустота не была объявлена, разве только Ницше, она подразумевалась - для тех, кто понимает. Был объявлен «прогресс» и всякие ништяки. Людей нельзя привлечь ужасами, разве только виртуальными, к ним не относящимися.
«Любая идея, которую вы охраняете и бережете, необходима вам только с одной целью. Посредством её вы бежите от внутренней пустоты» - это так, только от внутренней пустоты бегут разными способами, в том числе, далекими от всяких идей.
Насчет Пустоты на поверхности или в глубине. Пустота - суть. Она - Ось веретена Ананки. И мы вращаемся вокруг него - и протестуем. И, протестуя, создаем мифологию, культуру, цивилизацию.

Reply

mark9x October 21 2017, 04:41:24 UTC
Вы снова говорите о пустоте как о идеи. Что это и не пустота вовсе, а какая-то ось. А мы вращаемся вокруг этой оси-пустоты. То есть ось эта в стороне от нас. Есть я, а есть пустота. И я ходит кругами вокруг пустоты. Всё вокруг да всё около. Но пустота не внутри я. Она снаружи. И так вы снова убегаете от неё. В идею. Пытаетесь одеть её в слова. Сделать видимой, предсказуемой, узнаваемой. Тогда с ней можно производить трансформации. Изменить её. Можно поиграть словами. Замаскировать как-то. Но пытаясь обличить пустоту в идею, вы смотрите в выдуманное лицо. В искусственную маску. Ваша идея оси-пустоты преследует всё ту же фундаментальную цель - сбежать посредством её от пустоты внутренней. Создать обладателя этой идеи. Собственника. Действующего субъекта. Создать "Я", которое будет вращаться вокруг пустоты, и в этом действии, в этой идеи обретать своё существование.

Reply

pessimist_v October 21 2017, 12:16:54 UTC
Вы путаете идеи и образы. Ось, Ананке и пр. - художественные метафоры, к которым я прибегаю, чтобы текст не выглядел сухим и догматичным. Пустота - это беспричинность нашей жизни, неукоренненность ни в чем «вечном», это пустые небеса экзистенциалистов. Естественно, она «внутри» нас, внутри субъекта ее восприятия. И каждый, заглянув вглубь вещей, встретившись с ней, трепещет.
Там, под гладкой и непроницаемой поверхностью привычных вещей лежит древний Хаос (опять метафора). И в этом (шевелящемся) Хаосе человек выгрызает остров Космоса и защищает его.

Reply


(The comment has been removed)

pessimist_v October 27 2017, 20:05:35 UTC
Все может быть.

Reply


Leave a comment

Up