«Моя жизнь монотонна: я охочусь за курами, люди охотятся за мной», - говорил Лис из «Маленького Принца». Это про нас, про школу. Монотонность - вот проблема школы. Похожие один на другой уроки, парты в ряд (как автобусе), почти армейская дисциплина. Дети устают не от труда, а от однообразия и вынужденного безделия: сидеть неподвижно, слушать ответы одноклассников у доски, выполнять команды учителя.
А это дети, еще вчера игравшие в подготовительной группе детского сада. Слишком резкий переход - еще одна родовая травма. Разнообразие, активность, возможность выбора - вот что нужно ребенку. И не только для того, чтоб «не скучал», не из-за баловства - а потому что только так - через игру и деятельность, через движение и общение - он может чему-то научиться.
Итак, учебный день ученика первого (второго, третьего и четвертого) класса в нашей школе.
Первые четыре урока ведет учитель (можно было б сказать «учитель основных предметов», учитывая то, что с первоклассниками у нас по разным предметам работают до 10 учителей, но скажем просто - учитель). Это «основные уроки»: математика, русский язык, чтение, естествознание. Вроде бы обычные школьные уроки, но проходят
они не обычно.
Первое, что бросается в глаза - парты стоят «большими квадратами», сдвинуты вместе два стола - так чтобы можно было работать группе из 3-4 детей. Ведь приятнее видеть лица одноклассников, чем их затылки. Почему в обычной школе парты стоят рядами? Потому что надо слушать учителя, молчать и еще раз слушать учителя! У нас, кроме этого, надо работать. Индивидуально: с книгой, карточками; и в группах: говорить, обсуждать, рассказывать…
Но парты - это не главное. Класс вообще не похож на «класс». Не стенах вместо таблиц «звонких и глухих звуков» - рисунки детей, тексты, написанные ими на разных уроках и, как правило, напечатанные на компьютере. Стеллажи с книгами, ящички с карточками - это индивидуальные задания по математике, русскому языку, естествознанию; материалы для поделок, настольные игры, конструкторы. Отдельный шкаф - уголок для опытов: весы, магниты, емкости для воды, батарейки, лампочки… Дети не сидят за партами весь день, они могут ходить по классу, взять со стеллажа книгу, выбрать карточку с заданием, они могут подойти к учителю, если возникает такая необходимость.
Но и обстановка класса - не самое главное. Уроки проходят по-другому.
Русский язык. В основе - не орфограммы и исключения, а тексты, написанные учениками по разному поводу - «свободные тексты». Возможность выразить себя через листок бумаги для ребенка так же важна, как возможность самовыражения через игру, рисунок, движение. Дети пишут в среднем по два таких текста в неделю. Текст обсуждается с учителем, ошибки правятся. Итог работы - публикация этого текста или в журнале класса, или в стенной газете. Это важно для любого человека - видеть результат своего труда!
Чтение - постановка литературных спектаклей.
Математика - опора на детский опыт, математика в реальной жизни первоклассника: что можно измерить, подсчитать, сравнить… И система индивидуальных заданий на разноцветных карточках.
Естествознание и история - видеофильмы, опыты, наблюдения, работа с книгами
Два из первых четырех уроков по форме - это «более-менее уроки»: учитель объясняет, ученики поднимают руку, отвечают по очереди. Другие два урока - это индивидуальная и групповая работа. Кто-то решает математические задачки, кто-то пишет тексты по русскому языку или читает книгу. У каждого ученика есть свой план работы - Маршрутный лист. Он планирует свою работу на неделю, отмечает, что удалось сделать. Конечно, учитель «контролирует процесс»: он может обратить внимание ребенка на то, что ему, например, не удаются примеры на «деление трехзначного числа на двухзначное» и посоветовать взять карточку из соответствующего раздела каталога. «Обратить внимание», «посоветовать» - эти слова не должны удивлять нас, так же, как они не удивляют ребенка уже через 2-3 недели работы в таком режиме. Дети привыкают к свободе - кстати, быстрее, чем взрослые.
Минут десять в конце каждого урока выделяется на групповую работу. Теперь можно разговаривать!
Мы начали с того, что первые четыре урока ведет учитель. Это не совсем так, эти уроки ведут два человека: учитель и куратор класса. Куратор - воспитатель, психолог, «вторая мама», человек, который стремится всегда видеть в ученике ребенка (а не наоборот) - присутствует на этих уроках-мастерских и помогает учителю вести их.
5 урок - обед(!) и прогулка на улице. Кстати, у нас трехразовое питание: завтрак, обед и полдник.
Вторая половина дня:
6-7 уроки - студии. Рисунок, гончарная мастерская, театральная студия, музыка, моделирование, шахматы, хореография. Ученик сам выбирает несколько студий из этого списка. Это важно, чтобы хоть в чем-то была «воля ребенка», хоть где-то он мог чувствовать себя свободным. Запись на студии проводится на одну четверть, за год можно побывать везде и попробовать всё.
Так же после обеда проходят уроки английского языка (2 раза в неделю) и уроки физкультуры (3-4 раза в неделю). Английского языка в начальной школе немного. Ежедневный английский и второй иностранный язык будут в средней школе. Пока дети маленькие, другие приоритеты: рисунок, музыка, спортивные игры - то, что потом не наверстаешь.
8-9 уроки - прогулка на улице, игры. Наша школа действительно находится в «прекрасном уголке Подмосковья», среди елей и сосен в три-четыре детских обхвата, и хочется, чтобы дети могли нагуляться вдоволь и подышать «воздухом соснового леса». Если погода не прогулочная - игры и разные интересные занятия вместе с куратором класса: конструктор, настольные игры, ручной труд (вышивание, лепка, моделирование), ролевые игры, чтение вслух (давно забытое занятие!). Пусть это покажется кому-то несерьезным, но Игра - самое важное и серьезное занятие для ребенка семи-восьми лет. Любой психолог скажет, что ненаигравшийся ребенок становится несчастливым взрослым….