В попытке нарушить надоедающий порядок движения карусели привычных событий посетил театр. Классическая классика: «Три сестры» Антона Павловича Чехова на сцене Саратовского государственного академического театра. К тому же ещё и премьера.
Неожиданно, но понравилось больше, чем даже мог себе представить.
И сама пьеса и через неё всё творчество Чехова в постановке препарировано основательно. Действующие лица - мельтешащие люди, бесконечная череда пустых, но непременно трогательных воспоминаний, грёзы о будущем, общее недомогание и истерика дуэлей.
Маленький человек (и человек ли это?), покинув пределы царства природы, попал в страну социального и там забуксовал: обратно нельзя (речи быть не может) и куда двигаться - неизвестно. Уже не животное, но в ещё большей степени - не творец. Самое большее, во что преобразовывается ощущение ненастоящего в беспощадно утекающей жизни сестёр, - так это во вслух произносимое желание когда-нибудь уехать в Москву. Москва, Париж, расшитый золотом мундир, деревья в вишнёвом саду и прочие воспоминания о прошлом и о будущем - это не что иное, как иллюстрации к проблеме. Так сказать, симптоматика. Отказавшись от роли хозяина судьбы, маленький человек (а он именно поэтому и маленький) безвариантно проигрывает этой своей судьбе.
Более того, не носящие фундаментальный характер, незначительные изменения человека в лучшую сторону, как правило, только вредят ему.
Ещё одна аллегория в пьесе заключается в том, что сёстры и их непутёвый брат лишены родителей, и выставлено это так, что на героев предлагается смотреть как на детей и объяснять незрелость их поступков периодом их развития. Такую аллегорию подтверждает и стоящий особняком от остального творчества писателя его рассказ «Студент», в котором качественная метаморфоза происходит с человеком именно в период его взросления, естественным образом и по сути совпадающего со студенчеством (отсюда и символическое название).
Три сестры. Не пять и не семь. Не имеет значения. Много путей к разочарованию в жизни, в которую приходят не по своей воле и которую, опять же, не по своей воле обязательно придётся покинуть, а главное, как, понимая всё это, разглядеть хотя бы один способ подняться над пассивностью собственного существования и, тем самым, угодить в царство целеустремлённости и свободы.
Таким вот оказался Антон Павлович Чехов. Интересовало его, судя по всему, только одно. Только об этом и писал. Возможно от этого (подчёркивая это) и многочисленность псевдонимов.
Отличная постановка Любови Баголей, интересные, и, что немаловажно, умеренные «режиссёрские находки» (сёстры не бегают по сцене голыми, не пристают к зрителям и не играют на саксофонах, зато доходчиво показано коварство времени и подчёркнуты судьбоносные моменты), приличная игра молодых актёров (забыл сказать, что это дипломная работа) и вообще, придраться по большому счёту не к чему. Разве что не случилось выпить водки в буфете (не совсем всё-таки классика), но, как говорится, «теперича - не то, что давеча». Буду следить за афишей.